Строительство в китае


7 вещей, которым Китай может научить Россию, Америку и весь остальной мир

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Китай развивается невиданными в истории темпами. Статистика говорит, что за последние два года в КНР произведено больше бетона, чем в США за весь двадцатый век. И сегодня мы расскажем про 7 вещей, которым Китай может научить Россию, Америку и весь остальной мир.

Конечно, огромное количество произведенного в Китае бетона говорит о невероятных объемах строительства в этой стране. Строится все – кварталы высоченных небоскребов, закрывающие горизонт районы многоэтажной и малоэтажной жилой застройки, правительственные, культурные, образовательные учреждения, промышленные объекты.

Строительство в Китае

Китай – это одна из немногих в современном мире стран, которая ведет строительство целыми городами. По всей Китайской Народной Республике идет возведение новых населенных пунктов. При этом они часто возводятся в соответствии с государственным планом возле обнаруженных недавно месторождений полезных ископаемых или в перспективных промышленных районах.

Строительство в Китае

Сейчас в Китае уже 220 городов-миллионников и 23 населенных пункта, где живет свыше 5 миллионов человек. А Пекин и Шанхай могут похвастаться более чем 10 миллионами жителей.

Масштабное строительство в Китае

Построенный с нуля город в Китае

При этом все больше и больше простых жителей Китая могут позволить себе собственную квартиру. Считается, что ее может приобрести в кредит каждая семья со стабильным заработком, ведь цены на недвижимость – небольшие, а получить заем – относительно несложно. Это в немалой степени и обусловливает невиданные темпы строительства в КНР.

Современные жилые кварталы в Китае

Отдельным пунктом от строительства в целом следует упомянуть и развитие транспортной инфраструктуры. Возведение сети автомобильных дорог в Китае ведется рекордными темпами. К примеру, в 2013 году общая длина дорожной сети в КНР составляла 4,1 миллиона километров, из которых 104,5 тысячи км являлись высокоскоростными автомагистралями. Через год последний показатель составлял уже 111,9 тысяч километров, разительный рост. И ведь процесс не останавливается ни на день!

Автомобильная развязка в Шанхае

План строительства подразумевает, что в ближайшие годы сеть высокоскоростных автомагистралей соединит все города с населением свыше 200 тысяч человек во всех регионах государства.

Строительство дорог в Китае

Автомобильная развязка в Китае

Следует напомнить, что развитие сети дорог – это не только укладка асфальта на ровной местности, это еще и строительство мостов, путепроводов, многоуровневых развязок, а также тоннелей через горы и водные препятствия. Например, сейчас в КНР насчитывается более 300 тысяч мостов, из которых, по крайней мере, тысяча имеет длину в один километр и больше.

Мост в Китае

КНР также стремится построить Великую китайскую железную дорогу. В течение последних двадцати пяти лет власти вкладывают огромные ресурсы в строительство железнодорожных линий, из которых заметная часть является скоростными.

Сеть скоростных железных дорог в Китае

Железные дороги – это кровеносные артерии в теле любого крупного государства. Через них идет поток товаров и ресурсов, с их помощью передвигается внутри страны большинство жителей.

Вокзал в Пекине для скоростных поездов

По состоянию на 2014 год общая протяженность всех линий железных дорог в КНР составляла 120 тысяч километров, из которых более 16 тысяч были высокоскоростными. Статистика говорит, что каждую неделю в Китае открывается в среднем 40 новых маршрутов поездов.

Высокоскоростные поезда на вокзале в Пекине

Более того, Китай в 2011 году запустил программу, согласно которой он планирует опутать сетью собственных железных дорог всю Юго-Восточную Азию.

Железная дорога в Китае

Не меньшее внимание в Китае уделяют и развитию воздушного транспорта, инфраструктуры для воздушных перевозок. Это вполне логично, учитывая большие размеры страны и огромное количество жителей в ней. К примеру, это понимали в Советском Союзе, где гражданская авиация получала огромные государственные дотации, но при этом объединяла такие разные и отдаленные регионы страны.

Аэропорт в Пекине

Некоторое время назад Управление гражданской авиации КНР приняло план развития, рассчитанный на период до 2030 года. За это время количество аэропортов в государстве должно вырасти до 2000 (сейчас их около 400). То есть на протяжении полутора десятилетий в Китае ежегодно будет открываться около 100 новых воздушных вокзалов, по одному каждые три-четыре дня!

Аэропорт в городе Хефей

Всего три-четыре года назад ученые и экономисты предрекали скорый коллапс в Китае. Согласно их представлениям, такой огромной экономике при условии продолжения нынешних темпов роста уже через несколько лет может начать не хватать ресурсов. А это приведет к стагнации и дальнейшей деградации.

Китайская экономическая экспансия в Африку

Но китайцы своими действиями показали, что не стоит их хоронить раньше времени. Проблему нехватки ресурсов в будущем в КНР решают … инвестициями. Бизнесмены из Поднебесной активно скупают по всему миру пахотные земли и месторождения полезных ископаемых.Особенно перспективным регионом для них в этом направлении является Африка. Огромное количество ресурсов Черного континента ждут умелого хозяина, а слабые и коррумпированные власти африканских государств с радостью за бесценок передают месторождения китайцам.

Китайская экономическая экспансия в Африку

В Африку заходит китайский мелкий и крупных бизнес, туда едут сотни тысяч или даже миллионы китайских рабочих. И трудятся они не на благо африканских стран, а ради собственного процветания и экономического могущества Китая.

Китайская экономическая экспансия в Африку

Китайский бизнес также присматривается к некоторым европейским, южноамериканским и российским ресурсам. Особенно, к малозаселенной, но богатой ресурсами Сибири.В Китае понимают, что развитие стране невозможно без наличия огромного количества высокообразованных профессионалов. Интересно, что еще два десятилетия назад дети из хороших китайских семей стремились попасть в иностранные ВУЗы, в том числе, в российские университеты. Сейчас все перевернулось на 180 градусов. Все больше и больше китайской «золотой молодежи» остается после школы «грызть гранит науки» в КНР, а в Россию едут представители менее обеспеченных слоев населения.

Университетский кампус в Китае

Дело в том, что в последние десятилетия Китай совершил в плане образования огромный скачек вперед. Среди жителей КНР с самого раннего возраста навязывается культ учебы. Непосещение ребенком школы – это немыслимое дело, ведь именно образование дает ему шанс на лучшее будущее.

Экзамен в китайском ВУЗе

И государственная политика всячески поддерживает образовательную систему. Если в 2003 году ее бюджет составлял около 50 миллиардов долларов, то к 2011 эта сумма выросла в пять (!) раз. При этом в стране насчитывается более двух тысяч университетов. И сейчас уже студенты со всего мира едут учиться в Китай. Это же касается и лучших преподавателей из западных стран, которых китайские ВУЗы стараются привлечь на работу.

Китайские выпускники

Китайцы всячески стараются взять у мира все самое лучшее, не утратив при этом собственных достижений. Это можно увидеть не только на примере иностранных преподавателей в ВУЗах КНР, но также в экономике и промышленности Поднебесной.Еще десять, даже пять лет назад мир высмеивал китайские копии iPhone и других товаров. Но, научившись копировать чужие успехи, умельцы из Поднебесной начали на этой основе создавать собственные достижения.

Презентация нового смартфона от компании Xiaomi

Примером тому может послужить активный рост продаж китайских мобильных брендов. Еще два-три года назад лишь отдельные фанаты на Западе знали про существование компании Xiaomi, выпускающей мобильные телефоны. Сейчас же Xiaomi превратилась в самый успешный на планете старт-ап, в третьего в мире производителя смартфонов после Apple и Samsung.

Презентация нового смартфона от компании Xiaomi

При этом самой Xiaomi не пришлось ничего изобретать. Компания пользуется разработанными для крупных игроков рынка технологиями. Но делает из этих комплектующих куда более интересные, качественные и дешевые аппараты.Китайцы поражают весь мир своим умением ждать. Беспрерывная история этого государства составляет около пяти тысячи лет. А потому в большинстве своих действий китайцы не стремятся достигнуть максимального результата, максимальной выгоды в кратчайшие сроки. Их инвестиции, их активность рассчитана на будущее, порою, очень отдаленное.

Китайские традиции

К примеру, упомянутые выше африканские земли и месторождения, которые приобретаются китайскими бизнесменами, не очень нужны им непосредственно сейчас. Но через десять-двадцать лет в них наверняка появится необходимость. И к тому моменту это уже будут успешно обрабатываемые поля, а также вполне функционирующие шахты, карьеры и заводы.Это касается не только экономики, но и политики. Континентальные китайцы не смирились с потерей Тайваня, но они не стремятся вернуть остров военными методами как можно быстрее, хотя могли бы. Наоборот, КНР ведет по отношению к Тайваню максимально мягкую политику, обещая ему как можно больше выгод, в случае, если два Китая объединятся.Это не произойдет в ближайшие годы. Возможно, процесс займет не одно десятилетие. Но китайцы умеют ждать.

Очередь в Китае

На данный момент, жители многих стран мира могут позавидовать китайцам: их упорству, их трудолюбию, их успехам. Но если появление популярных российских смартфонов - это дело будущего, то эти 6 гаджетов следует купить в Китае прямо сейчас.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Как строят дороги в Китае: большой скачок

20‑миллионный Шанхай достаточно успешно решает свои транспортные проблемы. Главный «секрет фирмы» — строить как можно больше новых дорог и развязок.20‑миллионный Шанхай достаточно успешно решает свои транспортные проблемы. Главный «секрет фирмы» — строить как можно больше новых дорог и развязок.

Полвека назад Китай был одной из самых отсталых стран по протяженности дорог с твердым покрытием. Правительство КНР считало, что есть более важные задачи… Ситуация стала меняться лишь в 80‑е годы, когда пришло понимание: без современной дорожной инфраструктуры дальше нельзя. Появился даже лозунг: «Если мы хотим разбогатеть, нужно сначала строить дороги». В это время правительство приняло первый план создания сети государственных скоростных автомагистралей и были разработаны соответствующие стандарты качества. Определились с источниками финансирования строительства (средства госбюджета, местных бюджетов, сбор за обслуживание дорог, дополнительные пошлины при покупке машины, акцизы на топливо). С 1985 года все это оформили отдельными законами (у нас многие организационные проблемы не решены по сей день). Тогда же государство разрешило вводить сборы за проезд по шоссе высокого класса для возвращения кредитов на строительство.

Первую скоростную дорогу, Шанхай — Цзядин (18,5 км), открыли в 1988 году, после чего прокладка подобных трасс понеслась по нарастающей. Уже за первое десятилетие Китай достиг в дорожном строительстве таких результатов, на которые у Европы и США ушло более полувека! Сооружение скоростных шоссе подтянуло уровень всего дорожного строительства, позволило отсталой отрасли, где основными средствами производства были лопата, тачка, ручной каток и миллионы низкооплачиваемых рабочих, выйти на современный уровень. Появились серьезные производители дорожной техники.

Строительство скоростных дорог продолжается и сейчас, причем прежними фантастическими темпами. К началу ХХI века их протяженность превысила 10 тысяч км. В 2002 году — уже 20 тысяч, а в 2008‑м — 60 тысяч км! К концу 2013 года общая длина автомобильных дорог превысила 4,1 млн км, включая 104,5 тыс. км скоростных магистралей. Согласно Программе развития транспорта на 12‑ю пятилетку (2011–2015 гг.) в ближайшие годы в Китае будет сформирована сеть скоростных дорог, которая свяжет все регионы и практически все города с населением свыше 200 тысяч человек. Уже сегодня в Китае 300 тысяч мостов (тысяча из них — длиной более километра). По количеству современных дорог страна вышла на второе место в мире, а все скоростные трассы были построены за 20 лет!

СЕКРЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Ничего нового китайцы не изобрели. Правительственные и региональные институты планируют, как должна расти транспортная сеть — с учетом развития экономики, направления грузо- и пассажиропотоков, роста числа автомобилей. В стране много денег, в том числе и свободных — тех, что можно направить на создание современной инфраструктуры. Риторический вопрос: почему так не сделали в России, когда страну буквально заливали нефтедоллары? В 2005–2010 годах инвестиции на создание сети национальных скоростных автомагистралей в Китае составляли 17–18 млрд долларов США в год, а сейчас, когда основные артерии уже введены в строй, тратят по 12 млрд ежегодно.

Федеральные или местные власти полностью контролируют строительство, но ведется оно, как правило, на деньги подрядчика. А государство или правительство региона заплатит ему только после того, как вся работа будет выполнена, причем именно в рамках той суммы, которая прописана в договоре. Высокие темпы — прямой результат такой системы: строители хотят вернуть вложенные деньги как можно быстрее. При этом не в ущерб качеству: оговоренный срок службы дорог, как правило, не менее 25 лет.

ДЕНЬГИ НА СТОЛ

Большинство дорог в Китае бесплатные. Есть и платные дороги двух типов: государственные (построены за счет бюджета) и коммерческие (сооружены за счет собственных или заемных средств компаний). Для простого автомобилиста никакой разницы между ними нет, но по закону государственная дорога должна стать бесплатной после 15 лет эксплуатации, а коммерческая — через 25 лет. Плата для легковых автомобилей — от 0,25 до 0,6 юаня (1,3–3,3 рубля) за 1 км, в зависимости от времени суток, сезона и т. д. Для грузовых автомобилей — от 3 до 7 рублей, что не сильно отличается от европейских тарифов. Но есть два отличия от Европы или соседней Японии. Во‑первых, в городах все дороги бесплатные, даже если это футуристические шестиуровневые развязки, как в Шанхае. А в том же Токио въезд на многоуровневый городской фривей — платный. Во‑вторых, не всегда есть бесплатная альтернативная дорога, причем в таких случаях каждый раз принимается отдельное решение на уровне правительства.

Я много ездил по китайским дорогам. Честно говоря, встречаются среди них и старые, разбитые, особенно на севере страны. Но новые дороги, развязки, мосты, а также темпы их строительства потрясают. Порою и местность не узнается: помню же, что в прошлом году вот здесь было чистое поле и стояли какие-то халупы, — а сегодня проходит скоростная магистраль, причем на втором уровне, и строятся новые развязки…

Больше всего впечатлил мост Дунхай, построенный три года назад. Когда смотришь на карту, возникает чувство, что он ведет в никуда и обрывается в открытое море. Но все не так. Шанхайский порт, крупнейший в мире по обороту, расположен в мелководном устье реки Янцзы и не может принимать современные огромные танкеры и контейнеровозы. Чтобы решить эту проблему, на маленьком острове Яньшань построили новый порт — именно для таких судов. И соединили остров с материком мостом длиной 32,5 км. Фантастическое сооружение! Шесть — восемь полос для движения, отличное покрытие, освещение… Едешь словно в открытом море! Так вот, Дунхай построили всего за три года! И это не самый длинный мост в Китае: в провинции Шаньдун есть мост через залив Цзяочжоу длиной 36,5 км. И для справки: семь из десяти самых длинных мостов в мире находятся именно в Китае.

32‑километровый мост Дунхай соединяет Шанхай с новым глубоководным портом на острове Яньшань.32‑километровый мост Дунхай соединяет Шанхай с новым глубоководным портом на острове Яньшань.

БРАТЬЯ — НАВЕК?

Как нам может пригодиться китайский опыт? Что можно сделать вместе, чтобы победить первую извечную российскую беду?

Ряд совместных проектов уже воплощается в жизнь: например, строятся новые пограничные переходы на российско-китайской границе, автомобильные дороги, ведущие к ним. Запланировано сооружение двух мостов через Амур: Благовещенск — Хайхэ (уже есть проект) и в Забайкальском крае, у села Покровка. Работать будут и китайские, и российские компании. Крупнейшие дорожно- строительные корпорации Поднебесной очень интересуются возможностью участвовать в наших главных инфраструктурных проектах — по сооружению ЦКАД в Московском регионе, новой скоростной трассы Западная Европа — Западный Китай (для них это важнейшее транзитное направление!). И главный объект, на который нацелились в последние месяцы как минимум две ведущие китайские компании, — строительство моста через Керченский пролив. Как только стало известно об этом проекте, в Керчь сразу прибыла большая делегация китайских экспертов. Да и мне не просто так показывали мост Дунхай!

— Китайские партнеры хотели бы вложить в развитие нашей транспортной инфраструктуры в течение пяти лет около пяти триллионов рублей, и я считаю, что у нашего сотрудничества очень хорошие перспективы, — уверен министр транспорта РФ Максим Соколов. — Уже удалось договориться с партнерами по ряду ключевых вопросов. Во‑первых, на всех этапах будут вместе работать российские и китайские компании. Во‑вторых, в совместные проекты готовы инвестировать китайские банки и фонды, причем напрямую, в юанях и рублях. В‑третьих, есть поддержка на самом высоком уровне и с нашей стороны, и с китайской.

Весь Китай покрыт сетью скоростных платных дорог, некоторые из них не имеют бесплатной альтернативы. Водители платят, но не жалуются: ведь можно быстро доехать до любой точки страны!Весь Китай покрыт сетью скоростных платных дорог, некоторые из них не имеют бесплатной альтернативы. Водители платят, но не жалуются: ведь можно быстро доехать до любой точки страны!

Похоже, строительство моста через Керченский пролив может стать первым, но очень серьезным совместным проектом. Судите сами: в сложных условиях нужно построить мостовой переход длиной 19 км, который пройдет по дамбе через остров Тузла до Керчи. Таманский полуостров, Тузлу и крымский берег соединят два пролета двухъярусного совмещенного автомобильно-железнодорожного моста — длиной 1,4 и 6,1 км. А еще для подхода к мосту надо будет построить как минимум 40 км автодорог на Тамани, 8 км шоссе в Керчи, 17 км железных дорог… Мост будет служить и опорой для водоводов. Увы, у нас опыта сооружения объектов такого масштаба нет. Европейские компании тут не помощники — в Крым они не пойдут, чтобы не попасть под санкции. А китайцам опыта не занимать: они сейчас строят самый-самый длинный мост в мире: Макао — Гонконг. Его длина 58 км.

Кстати, в среднем строительство 1 км четырехполосной автострады в Китае обходится в 2,9 млн долларов. У нас — около 7 млн долларов, но сюда входят средства на выкуп земли, перенос коммуникаций и прочие расходы, которые тянут на 40–50% общей суммы. Так что цены сопоставимы. Только почему-то на выходе разные результаты: у нас в год строят чуть больше 600 км дорог, а в Китае — до 10 000 км! Правда, в КНР в дорожное строительство вкладывали до 4% ВВП, а у нас — лишь 1%… Вот и получается, что ныне общая длина дорог с твердым покрытием в Китае в 4,5 раза больше, чем в России. А ведь еще 30 лет назад китайцам было нечем хвастаться. Может, через несколько десятилетий они подтянут дороги и у нас?

Как строят дороги в Китае: большой скачок

Строительство жилья в Китае: нарисуем - будем жить — Магазета

Говоря о постройке жилых домов в Китае, невольно вспоминаются города-призраки, сообщения о производстве рекордных объёмов цемента для строительства многоэтажек и то, что сегодня отрасль обслуживают около 10 тысяч строительных компаний. Такое положение дел не может не впечатлять. Магазета решила узнать больше о характерных особенностях массового строительства современных жилых домов в Китае.

Что? Где? Как?

Благодаря значительным инвестициям в недвижимость, Китай предлагает неплохие перспективы для долгосрочных проектов гражданского строительства. Только в 2011 году объём производства строительной отрасли составил 11,773 трлн юаней. Согласно планам двадцатой пятилетки, страна собирается построить 36 млн жилых помещений, каждое из которых будет иметь в среднем площадь около 60 м², ориентировочной себестоимостью в 1500 юаней за м², реализовав таким образом государственную программу доступного жилья.

Застройка жилых районов г. Шуньдэ. Фото: s-media-cache-ak0.pinimg.com

На сегодняшний день отрасль оценивается в 17,67 трлн юаней, а прирост составляет 10% ежегодно. В 2014 году при вовлечении 49 млн рабочих было построено 4,23 млрд м² жилых помещений. Всего в год в стране в эксплуатацию сдаётся около 7,4 млн промышленных и офисных, а также 5,1 млн жилых помещений.

Активное жилищное строительство ведется во многих регионах Китая. Стройка в пригороде Сианя. Фото: Магазета

Активнее всего строят в провинциях Цзянсу и Чжэцзян. После снижения темпов роста экономики страны, на 60% темпы строительства сократились в провинциях Фуцзянь, Цзянси и в Гуйчжоу. Самые низкие темпы строительства за последний год наблюдались на Хайнане, а также в Тибетском АР, Внутренней Монголии, провинциях Хэйлунцзян и Ляонин, сделав эти регионы не такими выгодными и заманчивыми для компаний-застройщиков.

По сроку эксплуатации жилые помещения делятся на четыре основных типа:

  • с возможностью эксплуатации от 100 и более лет — как правило, это государственные постройки, архитектурные ансамбли, представляющие культурную ценность, и высотные здания;
  • со сроком эксплуатации от 50 до 100 лет — обычная застройка;
  • от 25 до 50 лет — временные постройки, дополнительные пристройки;
  • 15 лет и менее — временные постройки для хозяйственных нужд.

Как в древние времена, так и сегодня, типичная планировка и принципы строительства жилых зданий отличаются на севере и на юге страны. В первую очередь, из-за климатических условий. Сообщения о тайфунах в южных провинциях нередко сопровождаются информацией о разрушенных постройках. Стоит отметить, что в большинстве своём это постройки двух последних типов, а также здания, построенные нелегально, с нарушением технических норм и не прошедшие соответствующие проверки.

Урбанизация

Сегодня больше половины населения Китая — это жители небольших городов и деревень, которые неравномерно распределены по территории Китая и концентрируются возле крупных городов. Обычно один крупный населённый пункт окружает около 25-ти мелких поселений, жизнь в которых часто заключается в снабжении рабочей силой и обслуживании городов-гигантов. В Шанхае, например, рекордное по стране количество работников разных отраслей, не имеющих местной прописки. Виной этому активный наплыв населения из сельской местности в мегаполис на заработки. Урбанизация шагает по стране быстрыми темпами: в 1990 лишь 26% китайцев проживали в городах, а в 2015 уже 56% китайцев гордо называют себя горожанами. К 2030 году Китай ожидает увеличение количества горожан до 70% от всего населения страны.

Огород перед новым жилым комплексом в городе Цзясин, провинция Чжэцзян. Фото: William Hong | Reuters

К традиционному типу застройки относятся Сиань, Пекин, Нанкин и Лоян. При проектировке жилых секторов здесь исторически учитывались геометрия, геомантия и фэн-шуй. Социалистический тип жилых домов иллюстрируют строения 1950-1980 годов, когда реализовывались правительственные программы доступного жилья для рабочих. В таких жилых комплексах прослеживается близость расположения профсоюзов и практичная планировка.

Высотное здание с традиционной крышей. Город Сиань. Фото: Магазета

Города-гибриды, появившиеся в Китае с 1860 года – это прежде всего Шанхай и Тяньцзинь. Влияние европейской культуры чувствуется не только в планировке города, но и в архитектурном стиле основных улиц и важнейших городских зданий.

«Глобальный город» или мегаполис – это то, что мы видим сегодня в крупнейших городах Китай. Стратегическое планирование, адаптированные, глобализованные и централизованные поселения, урбанистика и налаженные транспортные связи – вот основные черты таких городов, как Пекин, Шанхай, Гуанчжоу и Шэньчжэнь сегодня.

«Строительство тесно связано с программами поддержки мигрантов и локальными производствами. Например, легендарный город-призрак Новый Ордос был построен по указу правительства для удобства размещения работников, обслуживающих газовые месторождения поблизости. Однако из-за снижения интереса инвесторов к проекту и по другим причинам город оказался незаселённым и непригодным для жизни», — поделился с Магазетой господин Фэй, менеджер строительной копании.

Городской пейзаж города Тяньшуй, провинция Ганьсу. Фото: Магазета

Правительство заинтересовано в развитии мегаполисов в первую очередь, так как это позволяет трудоустраивать больше работоспособного населения, развивать бизнес и логистику. Вместе с тем государству приходится сталкиваться с проблемой прописки (хукоу), регистрации, нелегальной миграцией и предоставлением услуг в крупных городах деревенским жителям, слетающимся как мотыльки на яркие огни большого города. Среди прочего, правительство заинтересовано в новом зонировании уже отстроенных комплексов, перепланировке и изменении дизайна, для более полного и плотного использования ресурсов и земли, налаживания транспортных связей и большей доступности жилья для населения.

«Архитектурная мимикрия»

Удивительно, но в окрестностях Шанхая в наши дни можно увидеть типичную «одноэтажную Америку». Схема «дом+лужайка+автомобиль», однако, не отличается эргономичностью, экономией пространства и ресурсов, эффективной планировкой, но китайских заказчиков это мало волнует.

Ранчо Santa Fe в Шанхае. Фото: Bianca Bosker | theguardian.com

«Финансовым центром нужно не только являться, но и выглядеть «по-богатому» «как у них там в Америке». Отсюда многочисленные копии. Приятно, что сегодня китайский покупатель склоняется к разумному использования площадей, к «зеленым» технологиям. Если строить копии сфинксов и эйфелевых башен в парках – это одно, но если бездумно копировать жилые постройки, то ни к чему хорошему это не приведёт. Конечно, прекрасно, когда у правительства есть деньги, но… Стиль жизни у нас разный», — считает дизайнер Те Ша.

Город-район Чэнгун (呈贡区, пров. Юньнань) вовсе оказался пустующим — в 2010 году здесь насчитывалось более 100 тыс. пустых квартир. Теперь его перестраивают, делают совмещенные зоны для бизнеса и отдыха, более проникающую и плотную сеть дорог. По словам дизайнеров, заказчики теперь вместо проектов «как на картинке» и «West Cost style» хотят «liveability» и здоровую удобную инфраструктуру. «Архитектурная мимикрия» постепенно уходит в прошлое.

Брать или не брать

Отличительная особенность типичной китайской застройки – большое количество просторных балконов, прекрасная вентиляция помещений и улучшенная шумоизоляция благодаря минимальному соприкосновению стен. В идеале, квартира соседа касается вашей углом или небольшой стенкой в коридоре.

Фото: trbimg.com

Критерии хорошего жилья для среднестатистического китайца:

  • Не далее, чем за 5 км от места работы.
  • Озеленение района от 35% территории.
  • Эргономичный дизайн.
  • Укомплектованность техническими средствами.
  • Площадь на человека от 12 м². А лучше 16 м² – идеальный вариант.
  • Обилие внутренних проходов и достаточная удаленность комнат, шумоизоляция.
  • Не «окно в окно», «не пусто не густо».

Цены (в среднем) за квадратный метр в Пекине составляют 43,3 тыс. юаней (432 тыс. рублей), в Гуанчжоу — 18 тыс. юаней, в Шэньчжэне – 35,6 тыс. юаней. Особым спросом пользуются 4-х комнатные квартиры, рассчитанные на совместное проживание семей двух-трёх поколений, поэтому цены на такие удобные квартиры намного выше. Несмотря на дороговизну новеньких китайских квартир даже в небольших городах, спрос на недвижимость по прежнему высок. К примеру, в Шанхае в районе Янпу в прошлом году было сдано в эксплуатацию 1 112 вилл и 23 456 квартир, большая часть из них нашли покупателя.

РЕКЛАМА

Медиакит и цены • Нативная реклама • Связаться

БУДУЩЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИДУМЫВАЮТ В КИТАЕ

28 ноября 2017 | Мария ЗАХАРОВА

БУДУЩЕЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ПРИДУМЫВАЮТ В КИТАЕ

«Дональд Трамп мог бы построить свою стену намного дешевле и менее чем за год, – смеётся Ма Йихэ. – Ему лишь следует обратиться к нам. Мы могли бы это сделать примерно за половину объявленной стоимости и в три-четыре раза быстрее».

Ма Йихэ является основателем и директором WinSun: компании из китайской провинции Цзянсу. В 2008 году WinSun стала первой компанией в мире, которая использовала 3D-принтер для строительства здания, и с тех пор его проекты значительно усложнились.

В 2016 году компания разработала дома с внутренним двориком в китайском стиле площадью 80 и 130 квадратных метров. На то, чтобы напечатать и собрать их вместе, требуется всего два дня. Здесь также создали пятиэтажный жилой квартал, построенный всего за месяц.

Огромный цех WinSun в промышленном парке Сучжоу был также отпечатан на принтере. Внутри этого серого куба запрещено фотографировать самую секретную часть компании: 3D-принтер. Его длина 150 метров, ширина 10 метров и высота 6,6 метра. Кроме примерно 100 рабочих, работающих на машине и прошедших строжайшую проверку службы безопасности, мало кто видел его целиком за работой.

Принтер может работать либо с традиционными архитектурными планами, либо с очень подробными 3D-моделями. Компании принадлежат 129 международных патентов, в том числе на распылительное сопло и состав композита.

Ма собирается совершить революцию в строительстве: отрасли, которая, как он утверждает, мало изменилась с прошлого века, хотя и даёт около 5% ВВП Китая.

По данным бизнес-аналитика IBISWorld, 26000 компаний в этом секторе китайской экономики дают работу 31 млн человек, имеют оборот в 2 трлн долларов и растут в среднем на 9% в год. Тем не менее, «несмотря на мощь отрасли, в строительных технологиях практически нет инноваций, ресурсы постоянно улетают впустую, и это очень непрозрачный сектор, магнит для коррупции», — говорит Ма.

Трёхмерная печать уменьшает потребность в новых строительных материалах на 30-60%, экономит 50-70% рабочего времени, использует на 50-80% меньше рабочей силы и стоит вполовину дешевле.

«Мы делаем наши собственные «чернила», используя отходы промышленных предприятий и строительный мусор от снос крупных зданий, — говорит он. – Мы можем создавать новые композиционные материалы, которые не только экологически чистые, но и имеют заданные свойства. Высокая пластичность нашего бетона, армированного стекловолокном, например, даёт хорошую антисейсмическую и погодную стойкость».

Надо всё же признать, что первое поколение 3D-печатных зданий от WinSun, возникшее на окраине Шанхая в 2014 году, ужасно уродливое. Двухэтажные дома площадью 60 квадратных метров, которые в то время Ма продвигал как способ уменьшить бедность в развивающихся странах, имеют грубые бетонные стены, похожие на стопки блинов.

«Ни одна архитектурная или дизайнерская компания не хотела работать для нас, поэтому мне самому пришлось рисовать первые проекты, и да, они были уродливые, — соглашается Ма с непроницаемой китайской улыбкой вежливости. — Но мы были упорными, и наше мастерство развивалось».

Чтобы сделать фасады более привлекательными, WinSun разработала новый материал, больше напоминающий по виду натуральный камень. Но это всё равно композит, лишь со свойствами, которые делают его ещё более долговечным, имеющим различные цвета и текстуры.

Новейшие постройки WinSun, в том числе виллы в европейском стиле, выглядят как обычные здания, и швы можно заметить лишь при очень придирчивом осмотре. Внутри уютно. В рамках испытаний некоторые сотрудники компании временно переселились в «самое высокое в мире трёхмерное здание»: пятиэтажный блок рядом с заводом. Как утверждает компания, никаких недостатков по сравнению с их собственным жильём они пока не выявили.

Тот факт, что здания или блоки печатаются на фабрике, призван резко сократить объём гряз и мусора на стройплощадке. А специальная крепёжная сетка на внутренних стенах, которую рисует 3D-принтер, помогает легко крепить термоизоляцию и делать её эффективнее. Поэтому напечатанные здания будут использовать на 40 процентов меньше энергии, чем обычные.

В 2011 году начальник управления планирования министерства жилищного строительства и городского развития Китая Тан Танкай признал, что 95% новых зданий в Китае являются «энергетическими монстрами». Но мало что улучшилось с 2011 года, говорит Ма.

Кроме того, производственные издержки по домам 3D-печати прозрачны, и в сметах «нет сюрпризов», что, по словам Ма, плохая новость для коррумпированных чиновников.

«В WinSun у нас есть каталог моделей, почти нет посредников, и все затраты чётко обозначены». Парадокс в том, что WinSun добивается большего успеха за рубежом, чем дома. Например, правительство Дубая недавно приобрело 17 офисных зданий: они были напечатаны в Сучжоу, упакованы в контейнеры на фабрике и отправлены. Власти эмирата заявляют, что их цель – довести долю новых правительственных учреждений, использующих технологию 3D-печати при строительстве, до одной четвёртой.

Что же касается Китая, то хотя в настоящее время Ма Йихэ разрабатывает два больших блока для заказчика из Шанхая, а несколько офисных зданий WinSun построены в разных концах страны, его бизнес в Китае в основном складывается из небольших проектов в области общественной инфраструктуры: автобусных остановок или общественных туалетов. Но Ма пожимает плечами и оптимистично улыбается. «В прошлом году, впервые с момента создания компании в 2002 году, мы получили прибыль», — говорит он. Сейчас он полностью поглощён новым большим проектом: компания будет поставлять столбы и внутренние сиденья для Hyperloop американского предпринимателя Илона Маска. «Всё будет напечатано в формате 3D с использованием переработанных материалов».

Почувствовав спрос, компания WinSun приступила к проектированию и печати всего, что можно, от потолочных светильников, армированных стекловолокном, до армированных пластиковых стульев и столов. «Китай использовал больше бетона между 2011 и 2013 годами, чем США за весь ХХ век. При таком темпе ресурсы Земли просто не будут поспевать за нашими желаниями», — заключает Ма.

Интересно, что в Китае не он один думает так. В тысяче километров к западу от Сучжоу в округе Чанша провинции Хунань другой человек разделяет экологические волнения и согласен, что строительная индустрия должна меняться. Но Чжан Юэ, президент Broad Sustainable Building (BSB), предлагает другое решение. Он делает ставку на модульную архитектуру.

«Я хочу, чтобы наши здания стали инструментом борьбы с загрязнением, изменением климата и коррупцией, которые являются самыми серьёзными угрозами человечеству, — говорит он. — Я хочу, чтобы наш подход сигнализировал новую эпоху архитектуры».

В 2015 году BSB возвела 57-этажный мини-небоскрёб всего за 19 дней.

«Детали зданий, которые представлены в нашем каталоге, стандартны и выпускаются серийно, и все разъёмы и контакты готовы к подключению, — говорит Цзян Янь, вице-президент BSB, отвечающий за международные рынки. — Они поступают на строительную площадку и попадают в руки квалифицированных сборщиков. Это как сборка конструктора Лего».

Размер штаб-квартиры BSB поражает. Здесь производятся гигантские фрагменты здания и тщательно маркируются. При их сборке на стройплощадке нет места для ошибок.

«Возможности системы продемонстрированы более 50 раз на объектах по всему Китаю без единого сбоя. Бывший президент Мексики Фелипе Кальдерон открыл первое здание от BSB в Латинской Америке», — говорит Цзян. Он имеет в виду 15-этажный корпус Ark Hotel для Канкунской конференции, который BSB построила за шесть дней и теперь использует для демонстрации возможностей технологии.

«В Китае наши методы строительства помогают сократить затраты на 10-30%, а в таких странах, как Саудовская Аравия или Бразилия, где стоимость рабочей силы выше, экономия может достигать и 50%. И в эксплуатации такие дома намного дешевле. T30, наш флагманский продукт, потреблял бы 2,3 мегаватта в год на кондиционирование воздуха, если бы он был построен как обычно, но в нашем исполнении ему нужно только 10% такого количества электроэнергии», — говорит Цзян. Система кондиционирования разработана материнской компанией BSB – Broad Group.

Кроме того, воздух внутри зданий BSB практически чист. В то время как серый воздух в Чанша имеет уровень PM2,5 в районе 400 микрограммов на кубический метр, уровень внутри здания составляет всего 10. К тому же в проекте заранее заложена система раздельного сбора отходов и их переработки.

«Жильцу просто нужно бросить каждую вещь в свою трубу. Они чётко обозначены и окрашены. Отходы направляются непосредственно в пункт сбора в подвале, а отсюда на переработку», — говорит Цзян Янь.

Однако Чжан ещё не успел реализовать свою самую большую мечту. Его видение нового города лучше всего представлено в замысле Sky City: вертикальном комплексе, 30 000 жителей которого не нуждаются в том, чтобы его покинуть. Внутри этого 202-этажного небоскрёба высотой 838 метров (на 10 метров выше Бурж-Халифы в Дубае), который Чжан предлагает построить в Чанши, жители смогут работать, ходить по магазинам, развлекаться, встречаться, лечиться, учиться и даже гулять по 10-километровой дороге, которая соединит первый этаж со сто семидесятым: можно проехать его на велосипеде или на электроскутере.

«У них будет всё, что нужно, от родильного дома до похоронного бюро», — обещает Чжан. Но то ли погребение стало камнем преткновения, то ли что-то иное, но власти Чанша не прониклись. Они приказали прекратить всю работу в далёком уже 2013 году на следующий же день после того, как BSB приступила к закладке фундамента мега-сооружения, стоимость которого оценивалась в 9 млрд юаней, а срок постройки – в 13 месяцев. Символическая лопатка теперь находится рядом с миниатюрной моделью небоскрёба и красной ленточкой, всё ещё прикреплённой к черенку. В 2016 году правительство провинции объявило район, где планировалось возводить Sky City, охраняемой природной территорией с полным мораторием на любое строительство.

Чжан отказывается объяснить, почему проект, который сперва получил зелёный свет и о котором писали во всём мире, внезапно заморозили. Президент BSB отрицает, что безопасность, на которую намекали некоторые чиновники, является реальной причиной. У компании есть видео тестов, в которых масштабные модели небоскрёба выдерживали землетрясение силой 9 баллов.

Тем не менее, он не отказался от идеи Sky City. Здания высотой более 350 метров требуют разрешения со стороны всё более неохотно их дающего центрального правительства. Поэтому он построил Mini Sky City высотой «всего» в 204 метра. На это ушло менее 20 дней при средней скорости в три этажа в день.

Так было доказано, что Sky City реализуем, но BSB пока приходится иметь дело с теми, кто прозаически жалуется, что 800 квартир в новом доме не так дёшевы, как было обещано. Квадратный метр в Mini Sky City стоит около 12 000 юаней (примерно 1800 долларов), что выше рыночной цены в Чанша, но гораздо дешевле, чем вы заплатили бы в больших городах или в Гонконге (здесь за квадратный метр в прошлом месяце просили 380 000 юаней, то есть 57500 долларов).

«Потребуется время, чтобы мир принял мои достижения, — комментирует Чжан. — Но всё в порядке, у меня есть время».

Технологии строительства, которые предлагают Ма и Чжан, имеют явные преимущества, но они «столкнутся с сильным сопротивлением в отрасли, которая неохотно меняется», — оценивает ситуацию испанский архитектор Хулен Асуа (Julen Asua), работающий в Шанхае почти семь лет в архитектурной мастерской CNA Smith Group. Но не стоит забывать, как инновации неоднократно меняли ход истории.

«Хорошим примером является Empire State Building в Нью-Йорке, который был построен всего за 13 месяцев в 1930-31 годах, — напоминает Асуа. — Многие тогда считали, что провал неизбежен, и даже острили про Empty State Building. Но время показало, что противники проекта жестоко ошибались».

Строительство в Китае невысокого качества и потребляет слишком много ресурсов. С этим что-то нужно сделать. И как многие другие эксперты, Асуа считает описанные технологии просто шагами в верном направлении. «Архитектура здесь в основном отсутствует, — говорит он. — Это инженерный продукт, и здания выглядят как клоны из какого-то города-антиутопии, созданного архитекторами-фантастами в 60-х годах прошлого века. Человеческая сторона игнорируется». Цзян соглашается: «Мы пожертвовали красотой ради практичности».

С другой стороны, все согласны, что мир срочно нуждается в изменении технологий строительства зданий. Добавление садов на крыши домов – трюк, который китайские разработчики освоили, чтобы продвигать свои проекты как зелёные – не иеняет дела.

«Это всё равно как пытаться использовать лейкопластырь для остановки кровотечения из оторванной руки», — говорит Цзян.

Так называемые здания с нулевым углеродным выбросом представляют собой позитивный сдвиг, но они не соответствуют ожиданиям строительной революции, потому что их трудно тиражировать для массового строительства, это штучный товар, традиционный по своей сути.

Или дома будущего будут производиться как автомобили на конвейере, или наше будущее под большой угрозой.


Смотрите также