Реле безопасности принцип работы


Принцип работы и схемы реле безопасности - блог СамЭлектрик.ру

Реле безопасности Sick

Статья является логическим продолжением другой моей статьи про контрольные цепи в промышленном оборудовании. Рекомендую ознакомиться сначала с контрольными цепями, а затем с данной статьёй.

Реле безопасности в настоящее время являются неотъемлемым компонентом любой промышленной аппаратуры.

Если у вас на предприятии есть некитайская электронная техника возрастом менее 10 лет, тот там обязательно будут такие реле безопасности (safety relay).

Кнопки «Аварийный останов», как раньше, по современным правилам безопасности уже не хватает. По современным стандартам реле безопасности устанавливается везде, где имеется малейшая вероятность повреждения оборудования или травмирования персонала.

Иногда доходит, казалось бы, до маразма – одна и та же кнопка «Аварийный останов» имеет два НЗ контакта, которые входят в разные последовательно соединенные схемы безопасности. И на той же кнопке – НО контакт, дающий информацию на контроллер.

Но, как я писал в предыдущей статье, эти решения приняты оторванными головами, эти правила писаны оторванными руками.

И надо заметить, такие электронные блоки существенно снижают вероятность опасности при работе оборудования. Логика их работы и схемы включения построены на основе многолетнего опыта схемотехников и анализа причин аварий.

Пионерами реле безопасности я считаю фирмы Pilz и Dold. Сейчас за ними подтягиваются другие фирмы, такие как Sick, Omron, Leuze и другие.

Принцип работы реле безопасности

Чтобы было сразу всё понятно, рассмотрим работу реальных блоков безопасности в реальных схемах включения.

Как обычно, от теории – к практике, от простого – к сложному.

Принципы работы реле безопасности основаны на невозможности включения силовых цепей оборудования в случае каких-либо неисправностей. При этом происходит двойное , четверное и т.д. дублирование. Питание силовых частей станка идёт через 1, 2, 3 или даже 4 ряда последовательно соединенных контакторов. И в случае чего они отключат питание и предотвратят неприятность. Если любой из этих контакторов окажется неисправен, например – залипли контакты или он застрял (заклинил) во включенном положении, станок никак не включится.

А я такие неисправности встречал. Они бывают или из-за механической неисправности контакторов безопасности, или из-за залипания контактов вследствие замыкания или перегрузки в последующей схеме. Во внутреннюю схему реле безопасности входят обычно два реле (К1 и К2), через последовательные контакты которых включаются силовые контакторы (КМ1 и КМ2).

Рассмотрим простейшую схему применения реле безопасности OMRON G9SB.

Вот как это реле выглядит в реале, по центру, красненькое:

Omron G9SB. Слева от него – контактор безопасности, которым управляет реле безопасности и через который питается вся силовая часть схемы.

Сразу даю схему реле безопасности OMRON G9SB.

Omron G9SB внутренняя схема

Для примера рассмотрим схему цепей безопасности, которая применяется в паковочном станке. Станок содержит 3 двигателя и 4 контакта безопасности (3 кнопки и 1 концевой защитного кожуха).

Omron G9SB – реальная схема включения

Питание на входы реле А1 и А2 подается непосредственно с блока питания 24В (постоянное напряжение). Когда аварийная цепь замкнута (собрана), для включения и нормальной работы станка необходимо нажать кнопку Пуск (её часто называют Сброс, Reset). Этих кнопки в данном станке две (S33, S34), можно нажимать на любую, как удобно оператору. Однако, включение внутренних реле К1 и К2 произойдёт, только если линейный контактор безопасности будет во время нажатия кнопки “Сброс” выключен.

Это гарантирует защиту от залипания контактов и неисправности этого контактора. Через этот контактор идёт питание на все силовые части схемы.

Двуступенчатая схема включения реле безопасности

Рассмотрим схему посложнее. Это перерабатывающая линия, тут вероятность получить травму гораздо выше, поэтому и меры безопасности соответствующие.

Тут реализовано двухступенчатое включение цепей безопасности. Сначала через кнопку «Сброс», как в первой схеме, а потом через «Пуск». Применяются два модуля. Первый собирает свою цепь, второй собирается первым и другими цепями.

Omron G9SA-1. Двуступенчатея схема безопасности. Первая ступень

Тут три кнопки сброса аварии, просто они установлены в разных частях машины. Аварийные цепи – это три кнопки “Аварийный останов”, соединенные последовательно. Причём, каждая кнопка содержит по 2 НЗ контакта, каждый из которых входит в свою независимую цепь безопасности – 1.1 и 1.2.

А что там свежего в группе ВК СамЭлектрик.ру?

Создание двух цепей значительно повышает надежность и вероятность правильной работы схемы.

Если у тебе скажут – вероятность того, что оборудование будет работать 10 лет без несчастных случаев с такой схемой – 99%, а с другой – 99,9%, какую схему ты выберешь?

Кроме того, пока не включится первый модуль безопасности, на второй не поступит даже питание.

Вторая ступень:

Omron G9SA-2. Двуступенчатая схема безопасности. Вторая ступень

Во вторую аварийную цепь (обозначена как Авария 2) входит первая цепь (провода 13410 и 13411), концевые защитных барьеров (SQ11, SQ12) и световые барьеры, которые можно замутировать байпасом (провода 1523, 1524).

Кнопка “Сброс” тут названа “Пуск”, т.к. фактически (логически) это так. Первый “Сброс” – это как предварительный пуск, второй “Сброс” – поехали!

Если тут всё собирается, контроллер информируется об этом, и питание (0V) подается на контакторы силовых цепей.

А как же тепловые цепи? В современной аппаратуре считается, что контроллер в состоянии надёжно отследить срабатывание мотор-автоматов и остановить машину, если это заложено в программе.

Хотя, бывает и так, что тепловая цепь заводится в аварийную, далее по схеме.

Ещё пример схемы на реле безопасности Pilz Pnoz

Тема обширная, поэтому даю ещё схемку простейшего реле безопасности Pnoz X7:

Реле безопасности Pilz Pnoz

Через аварийную цепь подается питание на А1, А2. Пуск  – на Y1, Y2. Через последовательные контакты – питание на защищаемую схему.

Обновление, июнь 2015: По просьбе моего любознательного читателя Артура даю типовую (классическую) схему включения реле безопасности Pnoz Pilz.

PILZ Pnoz. Типовая схема включения.

Кто читал эту статью, разберется, что к чему, но хоть пару слов:

Через аварийную цепь (АЦ – кнопки “Аварийный стоп”, кожухи безопасности, двери, и т.п.) и тепловую цепь (ТЦ – тепловые реле, мотор-автоматы, аварийные выходы преобразователей частоты, и т.п.) питание подается на реле безопасности. То есть, если АЦ и ТЦ не в порядке, то реле безопасности не включится, не говоря уж о дальнейшей схеме.

Далее, если питание подано (А1, А2), то на сцену выходит пусковая цепь, состоящая из НЗ контактов КМ1, КМ2, и кнопки “Сброс”. Если контакторы безопасности выключены, то нажатие кнопки S0 возымеет своё действие, и контакторы безопасности включатся. И подадут питание (вверху справа на схеме) на схему управления.

Только после этого у различных контакторов и частотников, входящих в схему станка, появится шанс запуститься и привести станок в движение. И то, если того возжелает контроллер)

Контроллер любит знать, что происходит в станке, которым он управляет (контролировать означает управлять). Поэтому часто с различных участков схемы на него подают сигналы. В данной схеме это: АЦ – всё ОК, или разорвана. ТЦ – всё ОК, или произошёл перегруз или перегрев. КМ1, КМ2 – контрольная цепь в норме, станок готов к работе. Все эти сигналы подаются на входы контроллера, и обрабатываются по желанию программиста-электронщика.

Стоит сказать, что продолжение темы – это контроллеры безопасности, применяемые в последние годы. В них программируются все входы, выходы, можно задать логику работы, обеспечить связь между блоками в разных частях машины.

Обновление от 15 июня 2017 г:

Схема на реле Pilz с таймером

Pilz с таймером, реальное промышленное оборудование

Схема в данном случае выглядит так:

Электрическая схема на реле безопасности Pilz с реле времени

Добавлена временная задержка включения для дополнительной защиты.

Пишите, задавайте вопросы, делитесь опытом!

Статья понравилась?Добавьте её в свою соц.сеть и дайте оценку!

(13 оценок, среднее: 4,92 из 5) Загрузка...

samelectric.ru

Реле безопасности: что это такое, принцип работы, виды, для чего используется

Реле безопасности – обязательный компонент электрической цепи с установленным промышленным оборудованием. Такие электромеханические реле разработаны для аварийного отключения техники, они используются, когда жизни человека угрожает любая опасность. Реле безопасности размыкают цепи опасного оборудования, применяемого на промышленном предприятии – это прессы, различные ножи, лифты, эскалаторы, автоматические двери и не только. Устройства проектируются так, чтобы ничто не помешало выполнению функции защиты даже при возникновении сбоя или перегрузки в электрической цепи.

Как работает реле безопасности

Реле безопасности работает за счет электронных блоков, их схемы спроектированы с учетом статистики аварийности и наиболее распространенных причин аварий. Впервые разработкой такого оборудования занялись производители Pilz и Dold, в дальнейшем на рынке появились торговые марки Sick, Omron и т.д.

Основной принцип работы такого реле – невозможность включения цепи при наличии неисправности. Силовые части станка, пресса или иной техники питаются через 2, 3 или 4 контактора, и в случае любой неисправности мгновенно разъединяют цепь. Станок или иной механизм невозможно включить, если хотя бы один из контакторов не работает. При залипании из-за перегрузки, заклинивании во включенном положении или иной неисправности опасное оборудование просто невозможно подключить – это предотвращает возможные аварийные ситуации и несчастные случаи.

Во внутренней схеме безопасности, как правило, присутствуют реле К1 и К2, через их контакты подключаются контакторы КМ1 и КМ2. По простой одноступенчатой схеме подключения при замкнутой аварийной сети для запуска станка оператор должен нажать кнопку «Пуск» (или Сброс, Reset). Внутренние реле будут включены только при отключении линейного контактора. Если же контактор неисправен или имеются залипания, станок просто не запустится.

Для более опасных перерабатывающих линий используется двухступенчатая система безопасности, так как вероятность травмирования персонала значительно выше. Сначала нажимается кнопка «Сброс», затем «Пуск», для запуска используются два модуля. Если в одном из них возникнет неисправность, запуска оборудования не произойдет. Две цепи увеличивают надежность оборудования: пока первый модуль безопасности не будет включен, питание во второй не поступит.

Основные виды и функции

Наиболее распространенным видом оборудования стало электрическое реле – оно может иметь электронные и вспомогательные цепи деблокировки. Поскольку установки обычной кнопки «Аварийная остановка» недостаточно для обеспечения безопасной работы промышленного оборудования, в цехах применяются различные варианты защитных отключающих устройств. Системы безопасности выполняют несколько функций:

  • контроль работоспособности датчиков, установленных на оборудовании;
  • безопасное отключение оборудования при возникновении любых угроз;
  • контроль простоя приводов и состояния проводников датчиков.

Такие реле помещаются в компактный корпус, который размещается в коммутационном шкафу в помещении. Для предприятий они подбираются по целому ряду характеристик: это диапазон питающего напряжения, количество защитных контактов, количество клемм, наличие съемных клемм.

Реле безопасности выполняют не только функцию аварийной остановки оборудования при выявлении неисправностей. Они также могут контролировать затворы безопасности, световые барьеры, контактные коврики, способны отслеживать скорость работы оборудования. Чем сложнее схема микроконтроллера, тем большее количество функций может выполнять реле – оно обеспечивает контроль соблюдения норм безопасности и предотвращает несчастные случаи на производстве.

Особенности подключения и использования

Компактный корпус реле с желтой передней панелью комплектуется съемными зажимами. Это упрощает его установку в коммутационном шкафу. Провода датчиков могут иметь большую длину–это расширяет возможности подключения к промышленному оборудованию.

Модульные реле безопасности могут включать в себя стандартные и расширенные наборы модулей. Это позволяет контролировать не только стандартные кнопки аварийной остановки, но и выполнять другие функции. Так, контроль световых завес обеспечивает отключение оборудования при случайном или неразрешенном проникновении.

Если машина представляет повышенный риск травматизма, то две руки операциониста не должны быть в зоне опасности. Для этого механизм должен запускатьсяобеими руками. Без соблюдения этого условия в определенный временной промежуток станок не запустится. Такая функция реле безопасности играет важную роль в предотвращении производственных травм.

Преимущества и недостатки

Использование реле безопасности позволяет вовремя выявить любые неисправности во входной цепи и не допустить запуска оборудования. Также оно может контролировать затворы безопасности, пульты управления и многое другое. Расширенный функционал позволяет обеспечить безопасность производственного процесса, предотвратить травматизм операторов и не допустить использования неисправного оборудования.

Установка на предприятии современных реле безопасности станет выгодным решением по ряду причин:

  1. Простота подключения и настройки. Производители предлагают модульное оборудование для конкретных условий эксплуатации.
  2. Безопасность во время проведения ремонтных работ. Станок невозможно запустить до сброса основных настроек, в связи с чем не допускается внезапный или случайный запуск с негативными последствиями.
  3. Экономия на замене модулей. Если реле вышло из строя, то его легко заменить без прокладки нового проводного подключения.
  4. Быстрый ввод в эксплуатацию. Удобная система подключения позволит модернизировать систему управления.
  5. Возможность работы в условиях высоких температурных и вибрационных нагрузок. Реле обеспечивает защиту оборудования в условиях работы производственного цеха.
  6. Специальное оформление. Передняя панель реле имеет ярко-желтый цвет – это маркировка устройств, отвечающих за безопасность работы.

Минусом можно назвать дополнительные расходы на приобретение и установку. Однако они полностью оправданы предотвращением несчастных случаев, чрезвычайных ситуаций с поломками оборудования и причинением травм. Использование реле стало частью обязательного стандарта оснащения производственных цехов, а правильное оснащение предприятий – нормой производства на западе. В России такое оборудование устанавливается на каждом крупном предприятии.

www.techtrends.ru

На защите человека и оборудования: контроллеры безопасности компании Omron

В современных АСУ ТП необходимо не только защитить оборудование, но и обеспечить безопасность человека при работе на нем. Для решения этих проблем существует целый класс специализированных устройств, которые помогут решить вопрос обеспечения безопасности человека при работе с установкой. «Сердцем» системы обеспечения такой защиты являются контроллеры безопасности, одним из ведущих производителей которых является ООО «Омрон Электроникс».

Современное оборудование должно отвечать многим требованиям: скорости выполнения операций, точности, оперативности, экономичности. Не менее важным, а зачастую и основным требованием является промышленная безопасность. Это относится как к специализированным высокоточным и чувствительным технологическим процессам, как, например, изготовление подложек для интегральных микросхем, так и к таким процессам, как металлообработка в тяжелой промышленности. Сохранить целостность технологического процесса – важная задача промышленного оборудования. Однако более важным является обеспечение безопасного и эффективного труда операторов технологического оборудования предприятий промышленной отрасли.

В любом производственном процессе человеческий фактор является определяющим для комплексной безопасности. Несмотря на повышающийся уровень культуры производства, производственные травмы остаются большой проблемой. Это связано как с объективными причинами, например, опасными и требующими повышенного внимания технологическими операциями, так и с субъективными – степенью утомления операторов, их физическим и эмоциональным состоянием. Основной проблемой являются ошибочные действия оператора при выполнении подготовительных и заключительных операций, а зачастую и пренебрежение правилами техники безопасности.

Для предотвращения несчастных случаев на производстве уже первые модели станков для металлообработки оснащались простейшими механическими защитными устройствами – заградительными клетями и рукоотводами, предотвращающими травмы оператора. В дальнейшем защитные устройства совершенствовались, приобретали новые функции. Развитие релейной автоматики позволило разработать ряд устройств защитного отключения, которые экстренно останавливали станки и прочее технологическое оборудование в случае возникновения нештатных ситуаций.

В настоящее время, когда длительность технологических процессов исчисляется долями секунд, а их энергоемкость достигает нескольких мегаватт, требования к надежности и времени реакции защитных систем стали настолько высоки, что обеспечить их могут только специализированные интеллектуальные устройства – контроллеры безопасности.

Основным требованием, предъявляемым к этому классу устройств, является адекватность реакции на внешние события. Под этим понимается отсутствие или минимальный уровень ложных срабатываний, высокая эксплуатационная надежность и оперативность реагирования на воздействия.

Требования к повышенной надежности продиктованы тем, что эти устройства являются приборами непрерывной работы, то есть включены круглосуточно или в течение всего времени технологического процесса.

Как правило, для сбора информации и управления объектом используют несколько защитных систем, от предупредительной сигнализации до принудительной остановки целого ряда технологического оборудования и экстренного обесточивания цеха, решение принимает управляющий контроллер в зависимости от возникшей ситуации и сложности технологического процесса.

Например, система обеспечения безопасности оператора обрабатывающего станка, изображенная на рисунке 1, выполняет следующий алгоритм.

Рис. 1. Вариант установки датчиков безопасности на обрабатывающем станке

В режиме загрузки станка безопасность оператора обеспечивает датчик А, запрещающий перемещение манипуляторов в зону загрузки. В режиме работы безопасность оператора обеспечивает датчик безопасности B, останавливающий работу станка при нахождении оператора в зоне загрузки.

Датчик А активен в режиме загрузки, так как он запрещает перемещение манипуляторов в зону загрузки.

Датчик В активен в режиме работы – его сигнал принудительно останавливает работу станка при появлении оператора в зоне загрузки.

Для сервисного обслуживания станка оператор должен перевести контроллер в ручной режим. При этом его защищенность будут обеспечивать концевые выключатели безопасности, задающие пределы перемещения манипуляторов.

После завершения технического обслуживания оператор должен перевести контроллер в автоматический режим.

Условиями экстренной остановки станка являются:

  • появление оператора в зоне загрузки вне цикла загрузки (датчик В);
  • срабатывание концевого выключателя датчика перемещения манипуляторов (датчик А);
  • сигнал от ладонного выключателя экстренной остановки.

Еще один пример – контроллер безопасности складского лифта, принцип функционирования которого изображен на рисунке 2.

Рис. 2. Вариант установки датчиков безопасности на складском лифте

Здесь датчики А контролируют положение жалюзи шахты лифта и запрещают перемещение платформы при загрузке или выгрузке лотка. Датчики В обеспечивают безопасность оператора, блокируя исполнительные механизмы при появлении в зоне загрузки оператора. Лоток с деталями будет выдан оператору только при его отсутствии в зоне загрузки, контролируемом датчиком В, а перемещение платформы разрешено при отсутствии лотка в зоне жалюзи шахты лифта, что контролируется датчиком А.

В случае активности датчиков А и B работа лифта будет экстренно остановлена, а при активности только датчика В – разрешено перемещение платформы лифта, но не операции загрузки или выгрузки.

Таким образом, контроллеры безопасности выполняют две функции – обеспечивают безопасность работы оператора с автоматизированным оборудованием и позволяют выполнять обслуживание автоматизированного оборудования в сервисном режиме с ограничением перемещения рабочих частей или снижением скорости вращения или перемещения рабочего инструмента.

Для построения таких систем безопасности используются распределенные системы, состоящие из нескольких датчиков, исполнительных механизмов и самого управляющего контроллера безопасности. В случае небольших систем контроллер может сам опрашивать несколько датчиков, сам коммутировать исполнительные механизмы.

Если контролируемая система средних размеров насыщена датчиками и сервисными устройствами, то возможно применение нескольких каскадируемых контроллеров, один из которых является ведущим.

Пример построения небольшой системы, состоящей из нескольких датчиков и исполнительных механизмов, приведен на рисунке 3.

Рис. 3. Пример построения системы безопасности с использованием специализированного контроллера безопасности

Оптический датчик скорости контролирует обороты двигателя. В зависимости от ее величины разрешается или запрещается открытие защитного ограждения. При нажатии на кнопку S3 («Открыть») скорость двигателя принудительно снижается до безопасного значения.

Таким образом, система на основе контроллера безопасности включает в себя датчики безопасности, контроллер безопасности и исполнительные устройства, например, реле.

Линейка устройств безопасности представлена широким набором устройств, от реле безопасности до программируемых логических контроллеров.

Несомненным преимуществом программируемых логических контроллеров безопасности является их аппаратно-независимая конфигурация: встраивание в уже готовую систему заключается в подключении набора датчиков безопасности и блокирующих исполнительных устройств. Настройка алгоритмов работы выполняется в удобной графической среде при помощи персонального компьютера, а наращиваемое количество линий ввода-вывода позволяет строить системы безопасности любого уровня сложности.

Одним из известных производителей контроллеров безопасности является компания Omron. Контроллеры безопасности серий G9SP, NE1A-SCPU, DST1 и NX позволяют создавать системы безопасности любой сложности. Возможность расширения и диагностики, конфигурирование программно-логического обеспечения с помощью персонального компьютера в визуальной среде значительно упрощает развертывание системы безопасности. Интуитивно понятный интерфейс программы конфигуратора и наличие широкого ассортимента дополнительных модулей позволяют быстро создать систему безопасности практически для любого производственного технологического процесса. Поскольку все изделия устанавливаются на стандартную DIN-рейку, интеграция системы безопасности не представляет сложности – она может быть встроена в уже существующие шкафы автоматического управления оборудованием.

Линейка устройств безопасности производства компании Omron представлена контроллерами и реле безопасности.

Реле безопасности G9SB

Реле безопасности обеспечивают аппаратную защиту от случайного включения устройств. Также в случае срабатывания они обеспечивают блокировку исполнительных устройств, снять которую можно только приведением исполнительных механизмов и всех блокировок в исходное (безопасное) состояние. После этого, по команде сброса, возможно продолжение нормальной работы.

Модули компактных реле безопасности G9SB обеспечивают экстренный останов исполнительного механизма и имеют два входных канала (но может использоваться только один) с возможностью снятия последующей блокировки кнопкой ручного сброса или автоматически по восстановлении безопасного состояния.

Основные характеристики реле безопасности приведены в таблице 1.

Таблица 1. Реле безопасности серии G9SB

Наименование Основная контактная группа Вспомогательная контактная группа Количество входных каналов Тип сброса Тип входа Номинальное рабочее напряжение, В
G9SB-2002-A DPST-NO нет 2 Автомат Инверсный 24 (AC/DC)
G9SB-200-B 1 или 2 Инверсный или общий
G9SB-2002-C 2 Ручной Инверсный
G9SB-200-D 1 или 2 Общий
G9SB-3010 3PST-NO SPST-NO Нет изоляции Автомат 24 DC
G9SB-3012-A 2 Инверсный 24 (AC/DC)
G9SB-301-B 1 или 2 Инверсный или общий
G9SB-3012-C 2 Ручной Инверсный
G9SB-301-D 1 или 2 Инверсный или общий

Номинальное напряжение питания всех реле составляет 24 ±2,6 В, коммутирующая способность контактной группы – 250 В, 5 А, что позволяет интегрировать их в любую систему автоматики. Ширина модуля всего в 17,5 или 22,5 мм упрощает их размещение в уже имеющемся оборудовании.

Два входных канала и наличие сигнала обратной связи позволяют применять эти реле в системах защитного отключения двигателей, как показано на рисунке 4.

Рис. 4. Применение реле безопасности серии G9SB

В качестве блокирующего устройства безопасности могут выступать не только концевые выключатели, но и оптические барьеры, кнопочные посты экстренного останова и прочие входные сигналы, относящиеся к системе безопасности.

Универсальный модуль реле безопасности с транзисторными выходами G9SX

По сравнению с реле безопасности серии G9SB универсальные модули позволяют контролировать распределенные сегменты технологического процесса, обеспечивая полный останов по сигналу от кнопки экстренного останова, а также блокировать сегменты оборудования, обеспечивая общую непрерывность технологического процесса.

Они обладают возможностью каскадирования и функционального расширения благодаря наличию гибких обратных связей. Индикация состояния каждого транзисторного выхода делает отладку и функционирование наиболее наглядными и простыми для системного интегратора. Возможность объединения входных сигналов по схеме логического «И» облегчает каскадирование блоков.

В состав серии входят базовый модуль G9SX-BC202, дополнительный модуль G9SX-AD322 или G9SX-ADA222 и модуль расширения сигналов G9SX-EX401 или G9SX-EX041-T. Полный перечень модулей и их функциональных особенностей приведен в таблице 2.

Таблица 2. Номенклатура и функциональные особенности универсальных гибких модулей безопасности серии G9SX

* – Модификация RT имеет выходные винтовые клеммы, а RC – пружинные.

Все модули, приведенные в таблице 2, имеют входные и выходные каналы унифицированного типа («сухие контакты» или транзисторные), что облегчает их интеграцию в имеющиеся системы управления и автоматики.

Типовое напряжение питания 24 В DC позволяет использовать как уже имеющиеся шины питания объекта, на котором внедряется система безопасности, так и развернуть свою шину питания для системы безопасности, оснащенную источником бесперебойного питания. В последнем случае необходимо обеспечить резервным питанием и датчики безопасности, от которых модуль или контроллер безопасности получает сигнал о состоянии объекта и контролируемых зон.

Универсальные модули могут использоваться в качестве реле безопасности постов экстренного останова или двуручного включения оборудования.

Благодаря функции логического «И» набор модулей позволяет строить как последовательные, так и распределенные цепи безопасности.

В связи с тем, что функциональной насыщенности базовых модулей зачастую оказывается недостаточно для выполнения поставленной задачи, например, не хватает выходных каналов, а для каскадирования нет возможности или необходимости, применяются модули расширения.

Одним из вариантов может стать применение модулей расширения серии G9SR.

Модули расширения G9SR

Серия компактных модулей G9SR малой ширины в конструктиве для установки на DIN-рейку предназначена для расширения возможностей реле безопасности по количеству линий ввода-вывода.

Базовый модуль G9SR-BC201-RC имеет один или два входных канала, два транзисторных выходных канала мгновенного действия, выполненных на полевых транзисторах с открытым истоком с каналом p-типа, и один дополнительный выходной канал на транзисторе p-n-p-типа. Программируемое время задержки позволяет использовать модуль для реализации различных защитных функций: двуручного включения, логического «И» по входным цепям, задержек сигнала на исполнительные устройства.

Модуль с дополнительными возможностями G9SR-AD201-RC, в отличие от базового модуля, в качестве выходных ключей мгновенного действия содержит два реле с нормально разомкнутыми контактами. Дополнительный выход, аналогично базовому модулю, построен на транзисторе p-n-p-типа.

Модуль расширения G9SR-EX031-T90-RC имеет выходное реле, у которого есть три NO-контакта с программируемой задержкой срабатывания, что позволяет значительно расширить количество коммутируемых абонентов. Также модуль имеет дополнительный выход, выполненный на транзисторе p-n-p-типа.

Конфигурирование или программирование задержки срабатывания модулей осуществляется при помощи микропереключателей, что позволяет быстро задать параметры для всех модулей системы безопасности.

Модули имеют следующие технические характеристики:

  • напряжение питания: 19,2…28,8 В DC (24 В ±10%);
  • вход безопасности и обратной связи: 19,2…28,8 В;
  • максимальная токовая нагрузка по выходу вспомогательного канала: 500 мА;
  • максимальная нагрузка по току мгновенных выходных каналов: до 2 А.

Модуль расширения способен коммутировать напряжение до 250 В DC силой до 5 А при индуктивной нагрузке, что позволяет применять его для непосредственного управления магнитными пускателями и контакторами, рассчитанными на коммутацию силового оборудования.

Модули могут найти применение в простых системах безопасности, где не требуется реализации сложных алгоритмов и наличия большого числа входных и выходных каналов.

В промышленности это нашло применение в двуручном включении обрабатывающих станков, в устройствах автоматической аварийной блокировки рабочих камер роботизированных рабочих мест безлюдного производства. В простейших установках модули используются для блокировки включения электродвигателя при нахождении оператора в зоне обслуживания оборудования.

Модули безопасности со специальными функциями

Рассмотренные ранее модули отрабатывали релейную логику, получая дискретные сигналы от концевых выключателей или датчиков безопасности. Но в промышленности есть ряд объектов, параметры которых достаточно специфичны, чтобы описать их только двумя логическими состояниями «0» и «1». Например, определение состояния покоя электродвигателей, положение защитных ограждений или положение объектов в контролируемой зоне.

Для реализации этих функций используются модули безопасности серии G9SX, реализующие специальные функции. Номенклатурный состав и характеристики этих модулей приведены в таблице 3.

Таблица 3. Модули безопасности со специальными функциями

Наименование Выходы безопасности Вспомогательные выходы Максимальное время задержки, с
мгновенного действия с задержкой
Компактный модуль безопасности состояния дверей G9SX-NS
G9SX-NS202-RT 2 транзисторных МОП с p-каналом нет 2 транзисторных выхода p-n-p-типа Мгновенного действия
G9SX-NS202-RC
G9SX-NSA222-T03-RT 2 транзисторных выхода p-n-p-типа 0…3 (16 фиксированных значений)
G9SX-NSA222-T03-RC
Переключающий модуль для защитных ограждений G9SX-GS
G9SX-GS226-T15-RT 2 транзисторных МОП с p-каналом 2 транзисторных МОП с p-каналом 6 транзисторных выходов p-n-p-типа 0…15 (16 фиксированных значений)
G9SX-GS226-T15-RC
Модуль контроля ограничения скорости G9SX-LM
G9SX-LM224-F10-RT 4 транзисторных МОП с p-каналом нет 4 транзисторных выхода p-n-p-типа мгновенного действия
G9SX-LM224-F10-RC
Модуль обнаружения состояния покоя G9SX-SM
G9SX-SM032-RT 3 транзисторных МОП с p-каналом нет 2 транзисторных выхода p-n-p-типа мгновенного действия
G9SX-SM032-RT

Компактный модуль безопасности состояния дверей G9SX-NS воспринимает сигнал от магниточувствительного элемента датчика, который обеспечивает повышенную помехоустойчивость и надежность по сравнению с обычными герконовыми датчиками. Он позволяет подключать к одному модулю до тридцати датчиков, при этом он контролирует целостность цепи, чего не могут предложить традиционные герконовые датчики состояния дверей.

Возможность объединения модулей по функции логического «И» позволяет легко наращивать систему. Максимальная длина соединительных проводов от модуля до датчика не должна превышать 100 м.

Переключающий модуль для защитных ограждений G9SX-GS обеспечивает безопасность технического обслуживания автоматизированного оборудования. Он реализует не только функцию защитного останова оборудования, но и позволяет выбирать режимы технического обслуживания. Модуль может работать в различных режимах – в ручном, например при техническом обслуживании или ремонте, или в автоматическом.

В последнем случае модуль гарантированно обеспечит останов автоматического оборудования во время нахождения оператора в опасной зоне.

Для контроля этой зоны используются различные типы датчиков, например, световые барьеры.

Положение переключателя в данном случае определяет очередность выполнения операций человеком и машиной.

Модуль контроля ограничения скорости G9SX-LM предназначен для выполнения функций блокировки открывания защитных ограждений до момента, когда скорость вращения вала электродвигателя оборудования снизится до безопасного значения.

Пример применения модуля приведен выше (рисунок 3). Датчик скорости вращения вала выполнен на оптических приемопередатчиках, сигнал от которых подается на модуль контроля. В данной схеме модуль выполняет блокировку по нескольким датчикам, обеспечивающим безопасность оператора: скорость вращения вала двигателя, положение защитного ограждения и режим работы, задаваемый переключателем, обрабатываются по функции логического «И». На основании результата логической операции модуль принимает решение о снятии блокировки защитного ограждения или полного отключения питания электродвигателя.

Модуль обнаружения состояния покоя G9SX-SM предназначен для контроля полного останова вала электродвигателя.

Главным отличием модуля G9SX-SM от G9SX-LM является физический принцип работы и контролируемый параметр. Модуль G9SX-LM позволяет контролировать достижение валом двигателя безопасной скорости вращения, тогда как модуль G9SX-SM позволяет определить, находится ли вал двигателя в покое или вращается.

Модуль G9SX-SM имеет иной физический принцип определения состояния вала. Всякий электродвигатель при вращении ротора создает противо-ЭДС в своих обмотках, величина которой может быть измерена, а электродвигатель, вал которого находится в покое, не создает напряжения на своих обмотках. Модуль детектирует наличие или отсутствие противо-ЭДС на обмотках контролируемого электродвигателя и формирует результирующий сигнал, который передается на контроллер или в систему визуализации.

Пример применения модуля приведен на рисунке 5.

Рис. 5. Пример применения модуля G9SX-SM

Все модули безопасности серии G9SX могут легко объединяться в общую сеть безопасности по функции логического «И» благодаря наличию входов и выходов расширения, что позволяет создавать сколь угодно сложные конфигурации. Однако когда количество входных и выходных сигналов достаточно велико, возникает необходимость в применении интеллектуальных устройств, реализующих функции безопасности по более сложным и гибким алгоритмам. В этом случае оптимальным решением является применение контроллеров безопасности.

Контроллеры безопасности

Контроллеры безопасности представляют собой интеллектуальные устройства, объединяющие в себе защитные функции вышеперечисленных приборов и гибкость программируемой логики. Программируемая конфигурация позволяет легко встраивать систему безопасности практически в любую АСУТП.

Основным отличием контроллеров безопасности от прочих программируемых логических контроллеров и программируемых логических устройств (ПЛК и ПЛУ) является аппаратно-заложенные функции повышения надежности: полная гальваническая изоляция входных и выходных каналов, наличие высокоскоростных интерфейсов CAN, USB, Ethernet и наличие выходных тестовых сигнальных линий.

Набор программных функциональных логических блоков обеспечивает необходимую функциональность для создания алгоритмов любой сложности путем конфигурирования в виде блок-схем в визуальном редакторе.

Стандартный набор логических блоков позволяет создавать логические последовательности и цепи, а набор дополнительных функциональных блоков, ориентированных на системы безопасности, облегчает интеграцию стандартных датчиков в создаваемую систему.

Библиотека стандартных функций включает в себя следующие логические блоки: инверсия, «И», «ИЛИ», «ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ», «ИСКЛЮЧАЮЩЕЕ ИЛИ» с инверсией, RS-триггер и компаратор.

Функциональные блоки представлены следующим набором: «СБРОС», «ПЕРЕЗАПУСК», контроль датчиков экстренного останова, оптического барьера, датчика защитных заграждений, блок «двуручного включения», блоки таймеров задержек включения и отключения, пользовательский переключатель, мониторинг внешних устройств («обратная связь»), маршрутизатор, квитирование, мониторинг разрешающего сигнала, мультивибратор, счетчик, соединитель.

Пример развертывания сети системы безопасности на основе имеющейся конфигурации приведен на рисунке 6.

Рис. 6. Развертывание сети безопасности на основе имеющейся конфигурации

Интерфейс CAN в данном случае обеспечивает поддержку протокола сети DeviceNet, объединяющей сетевые устройства безопасности в единую систему. Стандартный программируемый логический контроллер продолжает выполнять свои функции обработки сообщений сети и управления периферийными устройствами, принимая дополнительно сообщения сети безопасности. В случае возникновения экстремальной ситуации приоритетный контроль принимает контроллер безопасности, переводя вспомогательные исполнительные устройства в безопасный режим и включая защитные блокировки.

Контроллеры безопасности производства компании Omron представлены четырьмя типами устройств: автономными контроллерами безопасности серии G9SP, контроллерами сети безопасности серий NE1A-SCPU01/NE1A-SCPU02, терминалами входов и выходов безопасности серии DST1 и встраиваемыми контроллерами с расширением серии NX.

Контроллер безопасности G9SP, в отличие от аппаратно-конфигурируемых систем безопасности, легко может быть перепрограммирован для выполнения своих функций в составе любой другой сложной системы. На рисунке 7 представлен типовой набор модулей контроллера безопасности серии G9SP.

Рис. 7. Типовая конфигурация сети

Контроллер серии G9SP является самодостаточным модулем, содержащим большое количество линий ввода-вывода сигналов, гибкий программно-конфигурируемый алгоритм и возможность расширения функционала путем добавления различных узлов и устройств в свою конфигурацию.

Базовый блок контроллера представлен тремя конфигурациями, отличающимися только количеством линий ввода-вывода.

Для увеличения количества линий ввода-вывода к контроллеру может быть добавлен модуль расширения линий CP1W при помощи кабеля CP1W-CN811 длиной 80 см. Модули расширения имеют четыре исполнения по сочетанию количества линий ввода-вывода.

Тип выходных каналов – транзисторный с открытым коллектором.

Варианты исполнения базового блока и модулей расширения приведены в таблице 4.

Таблица 4. Варианты исполнений базового блока контроллера безопасности G9SP и модулей расширения

Конфигурация Количество линий ввода-вывода
Входы безопасности Выходы безопасности Стандартные выходы Тестовые выходы
Контроллер безопасности G9SP
G9SP-N10S 10 4 4 4
G9SP-N10D 10 16 нет 6
G9SP-N20S 20 8 нет 6
Модули расширения CP1W
CP1W-20EDT (по втекающему току) 12 8 нет нет
CP1W-20EDT1 (по вытекающему току) 12 8 нет нет
CP1W-32ET (по втекающему току) нет 32 нет нет
CP1W-32ET1 (по вытекающему току) нет 32 нет нет

Контроллер безопасности интегрируется в целевую систему, как показано на рисунке 8.

Рис. 8. Интеграция контроллера безопасности в технологическую систему автоматизации оборудования

Центральный управляющий контроллер получает информацию о состоянии всего оборудования и датчиков безопасности от контроллера G9SP по любому из интерфейсов, принятых для данной системы: по параллельной шине данных, последовательным интерфейсам RS-232 или Ethernet.

Для визуализации состояния и конфигурирования к базовому блоку контроллера безопасности может быть подключен персональный компьютер, через который осуществляется задание всех необходимых параметров функционирования.

Базовый блок может быть оснащен интерфейсами RS-232 (CP1W-CIF01) или Ethernet (CP1W-CIF41), а также модулем памяти конфигурации CP1W-ME05M.

Для удобства к контроллеру может быть подключен сенсорный экран индикации состояния 82614-0010 H-T40M-P кабелем длиной 1,8 м, входящим в комплект.

В случае, если конфигурация целевой системы, для которой необходимо внедрение контроллера безопасности, достаточно сложна и имеет распределенную топологию, целесообразно применить сетевой контроллер безопасности семейства NE1A, представленный на рисунке 9.

Рис. 9. Сетевой контроллер безопасности NE1A

Этот контроллер ориентирован на применение в составе сетевых систем безопасности, построенных на основе протокола DeviceNet, как было показано на рисунке 7. Его абонентами являются узлы сети DeviceNet, представленные терминалами входов и выходов типа DST1.

Контроллер сети безопасности NE1A имеет четыре исполнения (таблица 5).

Таблица 5. Функциональная насыщенность контроллеров безопасности семейства NE1A

Наименование Количество линий ввода-вывода Интерфейс Количество функциональных логических блоков программной модели
входов безопасности выходов безопасности тестовых входов
NE1A-SCPU01-V1 16 8 4 USB, DeviceNet 254
NE1A-SCPU01-EIP Ethernet/IP, DeviceNet
NE1A-SCPU02-V1 40 8 8 USB, DeviceNet 254
NE1A-SCPU02-EIP Ethernet/IP, DeviceNet

Терминалы входов и выходов обслуживают датчики безопасности и исполнительные устройства и механизмы. Управление ими осуществляет контроллер безопасности. Построение распределенной сети на основе сетевого контроллера семейства NE1A приведено на рисунке 10.

Рис. 10. Построение распределенной сети безопасности на основе сетевого контроллера NE1A

В представленной сети каждый абонент выполняет только свою специфичную функцию. Система управления оборудованием не занимается опросом устройств сети – ей достаточно интерфейса с контроллером, чтобы обеспечить непрерывный технологический процесс управления оборудованием. Функции безопасности берет на себя контроллер. Объединение множества абонентов в единую сеть повышает эффективность и надежность системы безопасности, предоставляя широкие возможности для диагностики процесса и состояния оборудования.

Для получения контроллером безопасности информации о состоянии устройств и датчиков безопасности используются терминалы ввода-вывода семейства DST1.

Терминалы безопасности семейства DST1 представлены тремя типами устройств (таблица 6).

Таблица 6. Терминалы сети DeviceNet семейства DST1

Наименование Количество линий ввода-вывода
входов безопасности выходов безопасности тестовых входов
DST1-ID12SL-1 12 нет 4
DST1-MD16SL-1 8 8 транзисторных p-n-p-типа 4
DST1-MRD08SL-1 4 4 релейного типа 4

Внешний вид терминала DST1 приведен на рисунке 11.

Рис. 11. Терминал безопасности сети DeviceNet

Терминалы DST1 могут работать не только в составе сети безопасности DeviceNet в качестве устройств ввода-вывода для датчиков и исполнительных устройств, но и как сетевые модули для технологического контроллера, поскольку они одновременно являются исполнительными устройствами как для сети безопасности, так и для технологической сети автоматики. Также и получаемую с датчиков информацию терминалы могут предоставлять не только контроллеру безопасности, но и технологическому контроллеру.

Для работы в представленном «смешанном» режиме конфигурация сети безопасности должна быть заложена в технологическую «рабочую» сеть уже на этапе проектирования системы.

Конфигурирование контроллеров безопасности осуществляется посредством удобной среды визуального графического редактора, содержащего все необходимые алгоритмические блоки. Специализированное программное обеспечение позволяет пользователю создавать свои алгоритмические блоки и повторно использовать собственные наработки в виде конфигураций и макроописаний. Лицензирование прикладного программного обеспечения имеет несколько вариантов: 1, 10, 50 и «корпоративная лицензия». ПО совместимо с версиями операционных систем Windows 2000, XP, Vista, Windows 7 и более поздних.

Для повышения мощности выходных каналов контроллеров безопасности, а также увеличения числа коммутируемых групп, компания Omron рекомендует применять специальные реле с механически связанными контактами серии G7SA.

Эти миниатюрные реле с механически связанными контактами представлены различными модификациями четырех- и шестиполюсных моделей с усиленной электрической изоляцией. Специально разработанное расположение выводов упрощает монтаж реле на печатную плату. Также реле этой серии могут быть установлены в специальные панельки P7SA, которыми оснащены терминалы DST1, что облегчает увеличение нагрузочной способности последних, а также позволяет оперативно выполнять замену отказавшего реле.

Коммутационная способность контактов реле составляет 6 А при напряжении 220 В AC или 24 В DC при работе на резистивную (активную) нагрузку.

Реле имеют стандартную конструкцию, что позволяет применять их совместно с контроллерами безопасности G9SP и NE1A, а также в составе терминалов ввода-вывода DST1 для сети DeviceNet.

Номенклатура реле и контактных панелек для них приведена в таблице 7, а внешний вид представлен на рисунке 12.

Рис. 12. Миниатюрные реле безопасностисерии G7SA

Таблица 7. Номенклатура миниатюрных реле безопасности серии G7SA и панелек P7SA

Наименование Количество полюсов Контактный набор Номинальное напряжение катушки
Миниатюрные реле безопасности G7SA
G7SA-3A1B 4 3 нормально разомкнутых, 1 нормально замкнутый 24 VDC (12 VDC, 21 VDC, 48 VDC)*
G7SA-2A2B 2 нормально разомкнутых, 2 нормально замкнутых
G7SA-5A1B 6 5 нормально разомкнутых, 1 нормально замкнутый
G7SA-4A2B 4 нормально разомкнутых, 2 нормально замкнутых
G7SA-3A3B 3 нормально разомкнутых, 3 нормально замкнутых
Контактные панельки P7SA
P7SA-10F-ND для монтажа на DIN-рейку или с винтовым креплением 4 Светодиодный индикатор есть 24 VDC
P7SA-14F-ND для монтажа на DIN-рейку или с винтовым креплением 6
P7SA-10P для монтажа на печатную плату 4 Светодиодного индикатора нет
P7SA-14P для монтажа на печатную плату 6

* – Доступны под заказ.

Особое место в линейке занимает контроллер смешанных сигналов NX, который, помимо своих основных функций, выполняет функцию контроллера безопасности, причем за эту функцию отвечает его отдельный модуль. Он имеет 1024 линии ввода-вывода и способен адресовать до 256 узлов сети DeviceNet.

Заключение

Рассмотренные в представленной статье модули, контроллеры и реле позволяют создавать как простые, так и сложные системы безопасности. Распределенные сетевые системы могут быть как самодостаточными, в случае применения комплектов модулей безопасности и одиночных контроллеров безопасности, так и интегрированными в состав уже существующих технологических систем. Оптимальным решением по трудозатратам на внедрение и обслуживание систем безопасности различного назначения является применение модулей и контроллеров производства компании Omron, как наиболее унифицированных и легко интернирующихся в концепцию построения современных систем автоматики и безопасности.

Полное соответствие требованиям европейских стандартов безопасности, типовые логические уровни и стандартное для промышленных систем напряжение питания делает применение и внедрение этих продуктов перспективным направлением в области обеспечения безопасности производственных процессов.

В силу того, что большинство процессов современного производства уже максимально автоматизировано и роботизировано, вмешательство оператора становится необходимым только для проведения технического обслуживания. Но есть операции, в которых необходимо участие оператора. В этом случае производственную безопасность лучше доверить проверенным решениям, построенным на основе продуктов известных производителей, например, компании Omron.

Наличие удобной среды разработки делает построение системы безопасности доступным для системного интегратора с любым уровнем подготовки.

Немаловажным для системного интегратора является наличие технической поддержки, которую, в случае необходимости, он сможет получить у официального партнера производителя оборудования.

Все описанные в данной статье модули безопасности и контроллеры можно приобрести у официального дилера «Oмрон Электроникс» – компании КОМПЭЛ.

Литература

  1. www.industrial.omron.ru Omron Industial Automation Catalog 2014, p.p. 520-541.
  2. G9SX Flexible Safety Unit. OMRON datasheet g9sx_ds_e_6_5_csm1278.pdf
  3. NE1A SCPU Series. OMRON datasheet ne1a-scpu_series_ds_e_6_3_csm1273.pdf
  4. Safety Controller G9SP. OMRON datasheet g9sp_f090-e1_9_2_csm2603.pdf
  5. Ultra Slim Safety Relay Unit G9SB. OMRON datasheet g9sb_ds_e_5_1_csm1282.pdf.

Получение технической информации, заказ образцов, заказ и доставка.

Новая линейка реле безопасности от Omron

Семейство популярных реле безопасности G9 пополнилось тремя новыми устройствами, получившими общее название G9SR. Данные реле отвечают требованиям безопасности и предназначены для автономной работы без использования контроллеров.

Наличие встроенного микропроцессора обеспечивает их широкую функциональность. DIP-переключатели на корпусе позволяют быстро и легко подогнать настройки реле под конкретные задачи. Встроенные светодиоды отображают состояние прибора.

Основные преимущества

Серия G9SR:

  • наличие сертификата соответствия PLe и EN/ISO 13849-1;
  • быстрый отклик, позволяющий за максимально короткое время остановить технологический процесс;
  • электронные выходы, обеспечивающие долговечность;
  • компактный корпус и съемные клеммы для легкого и комфортного размыкания проводов;
  • встроенный диагностический выход для дистанционного наблюдения.

Базовый модуль G9SR-AD201-RC:

  • ширина базовых модулей 17,5 мм (занимает столько же места, сколько стандартный модуль);
  • наличие одного или двух входов для датчиков безопасности, двух транзисторных выходов на токи 2 А (то есть реле может напрямую выдавать управляющий сигнал, например, на контактор).

Дополнительный модуль G9SR-BC201-RC, предназначенный для увеличения числа входов/выходов:

  • такие же характеристики, как у базового, но с более мощными тремя выходами на 5 А и шириной 22,5 мм,
  • один такой модуль может управлять двумя базовыми, которые используются как дополнительные входы для датчиков безопасности.

Модуль расширения G9SR-EX031-T90-RC:

  • выходы дополнительного модуля можно настроить как на моментальное включение/выключение, так и на включение/выключение с задержкой;
  • величина задержки выбирается из 16 значений и может достигать 90 секунд;
  • к дополнительному модулю можно подключить до трех модулей расширения.

Компания Omron была основана в 1933 году в городе Киото, Япония и в настоящее время является одним из мировых лидеров в области промышленной автоматизации. Omron является международной организацией. Ее офисы, исследовательские лаборатории и производственные мощности расположены в 35 странах, а головные офисы находятся в крупнейших центрах электронной промышленности мира - в Японии (Киото), в Юго-Восточной Азии (Сингапур), в Китае (Гонконг), в Европе (Амстердам), в США (Чикаго). Основные напра ...читать далее

www.compel.ru

РБП

Реле безопасности персонала типа РБП

Назначение

Электромагнитное реле безопасности персонала электрических установок постоянного и переменного тока типа РБП, предназначено для отключения электроустановки, на корпусе которой появляется опасный потенциал относительно земли, путем воздействия  на независимый отключающий электромагнитный элемент.

Производитель: Харьковское производственное объединение «Радиореле», Краснолучский механический завод Реле РБП выпускались по техническим условиям РФ0.450.017 ТУ. Реле безопасности персонала РБП снято с производства в ???

Аппаратура (техника) в которой применялось реле

-

Конструкция и принцип действия

Реле РБП выпускались ХПО «Радиореле» в двух исполнениях: РФ4.519.002 для управления постоянным током; РФ4.519.003 для управления переменным током, для выпрямления переменного тока внутри реле установлен диодный мост типа КЦ-402И. Реле РБП, производившиеся  Краснолучским механическим заводом, выпускались с паспортом  РФ4.519.000. Попадаются и экспортные варианты реле РБП с паспортом РФ4.519.000-01. Магнитная система реле РБП схожа с магнитной системой реле РКН, она состоит из корпуса Г-образной формы, сердечника и якоря также Г-образной формы.

Рисунок 1. Общий вид реле РБП

Контактная система реле РБП состоит из одного переключающего контакта, материал контактов - серебро Ср999. Все элементы реле РБП размещены на изоляционном основании и сверху закрыты чехлом из прессматериала. Между основанием и чехлом проложена уплотняющая прокладка из резины.

Для присоединения внешних проводов в основании реле РБП имеется 5 винтовых клемм. На шасси реле РБП крепится при помощи трех винтов, для этого в основании реле имеются специальные технологические отверстия.

Рисунок 2. Электрическая схема реле РБП

Как отмечалось выше, реле РБП было специально разработано для выполнения очень важной функции, а именно: обеспечение безопасности (защиты) людей, которые могут прикоснуться к работающим электроприёмникам с металлическим корпусом. На корпусе этих электроприемников вследствие неисправной изоляции может появиться опасное для человеческой жизни напряжение.  Для выполнения функции защиты реле РБП одним концом соединяется с металлическим корпусом электроприемника, а вторым - надежно соединяется с землей. Когда на корпус электроприемника случается пробой фазы, через обмотку реле РБП в землю начинает протекать ток, что приводит к его срабатыванию, реле своими контактами воздействует на коммутационный аппарат, через который питается электроприемник, последний отключает неисправный электроприёмник от сети.

Краткие технические характеристики

Входные параметры: Напряжение питания: 24 - 62,5 В Выходные параметры: Ток: 10 А Напряжение: 400 В постоянного и переменного тока

Габариты: 111,5 х 50 х 90 мм (В х Ш х Д) Вес: 500 г.

Дополнительная информация (источники информации)

1. Каталог изделия промышленности средств связи. Серия 4. Электромагнитные механизмы (реле). Тематический выпуск. Электромагнитные механизмы (реле). Часть 1. M.: Центральный отраслевой орган научно-технической информации «ЭКОС», 1983 >>скачать 2. Техника безопасности в передвижных электроустановках. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Равикович И. Д. - М.: Энергия, 1976.

museumrza.ru


Смотрите также