Проект ландшафтный дизайн школьного двора


Идеи ландшафтного дизайна пришкольного участка + фото

Каждая школа заботится о своей репутации. Это касается не только уровня, на котором осуществляется преподавание, но и внешнего вида двора. Важно, чтобы при первом взгляде создавалось впечатление щепетильного подхода к деталям. Добиться этого можно применением различных решений в области ландшафтного дизайна в отношении пришкольного участка. В статье будут обсуждаться некоторые идеи, которые можно воплотить в жизнь.

Проект школьного двора

Оформление пришкольного участка не является чем-то новым. Этим активно занимались все дети под руководством учителей и мастеров во времена СССР. Со временем такая инициатива сошла на нет и больше внимания стало уделяться чистоте, а не внешнему виду участков и клумб вокруг школы. Традиции возвращаются и внимание снова уделяется тому, как оформлены участки на пришкольной территории. Школы, которые сдаются в эксплуатацию сейчас, уже имеют благоустроенные и продуманные участки в плане дизайна. Но это не избавляет от необходимости что-то делать на участке, т. к. со временем пришкольный участок приходит в негодность в силу разрастания сорняков и даже культурных растений. Все имеет свой срок службы, поэтому постройки ветшают, а композиции теряют свой вид. С годами меняется коллектив и ученики, что приводит к приходу новых веяний и настроений.

Все это говорит в пользу того, что необходимо что-то делать, чтобы поправить ситуацию. Иногда пришкольный участок требует кардинального вмешательства. Проявляется оно не только в обновлении растений на участке, но иногда и к кардинальному изменению формы участка или даже к их новому разграничению. Такое вмешательство делается не на один год, поэтому требуется хорошее планирование, чтобы внешний вид участка оставался при постоянном, но минимальном уходе. Невозможно осуществить задуманного без особого проекта, который составляется для конкретного участка. Почерпнуть идеи для участка можно не только у профессиональных дизайнеров, но и у тех, кто чаще всего посещает школу – учителей и учеников. Чтобы сделать это, необходимо произвести анонимный опрос, в котором каждый сможет выразить свои пожелания в отношении участка. Чтобы результаты было проще рассортировать, можно задать определенные границы рассуждениям, создав опросник. Но если требуются действительно свежие идеи, тогда лучше позволить выразиться самостоятельно. На анализ уйдет больше времени, но оно того стоит. В согласии с полученными сведениями будет проще составить конкретный план действий для пришкольного участка.

Общий стиль

Существует значительное количество ответвлений и направлений, которые могут быт реализованы в ландшафтном дизайне, все их можно отнести к двум основным группам:

  • произвольной;
  • регулярной.

Первая представляет собой уникальные и эксклюзивные решения для участков, которые могут быть реализованы в самых смелых вариантах. Но такой стиль оформления больше подходит для частных участков. Школа является государственным заведением. Это означает, что на пришкольном участке должны соблюдаться определенные формальности. Именно в этом случае подходит регулярный стиль. Проявляется он в четких линиях и симметрии. Геометрические формы, в которых выполняются грядки или осуществляются насаждения чаще всего правильные и призваны к тому, чтобы настроить детей на спокойный лад и восприятие новой информации.

Для реализации регулярного дизайна на пришкольных участках подходят солитерные посадки. Они проявляются в высадке одиночных растений или групп растений, которые придают строгости определенному участку. Такой подход важен, чтобы каждый, кто посещает школу, понимал, для какой цели он здесь присутствует. Более свободный стиль допускается для уголков во дворе, которые предназначены для свободного времяпрепровождения. Это касается больших перемен или периодов после окончания занятий. В этом случае можно использовать черты азиатского стиля, кантри и голландского. При этом большую работу необходимо произвести по подбору растений. Они должны сохранять свой внешний вид на протяжении всего года, а также иметь гипоаллергенные свойства.

Центральная часть двора

Чтобы было проще производить планирование и ландшафтный дизайн, необходимо разделить школьный двор на функциональные зоны или участки. Одной из них является центральная часть. Чаще всего она предназначена для проведения различных торжеств и сборов, например, линеек на случай первого или последнего звонка, а также для поздравления важных персон. Чаще всего эта площадка имеет прямоугольную или квадратную форму. Для нее необходимо использовать растения, которые будут только подчеркивать эти линии. Например, если по периметру участка расположены клумбы или участки земли, то на них неплохо было бы расположить невысокие кустарники, которые будут аккуратно подстрижены в общий стиль с площадкой. На эту роль подойдет такие растения, как буксус (самшит), бирючина, кизильник, спирея и другие. Если климат подходит, то можно высадить кусты можжевельника, которые важно постоянно формировать.

Хвойными растениями также можно подчеркнуть пришкольный участок, который предназначен для выступлений. В этом случае можно высадить высокие растения на фоне, что позволит оттенить участников сборов. Дополнительной пользой от таких растений будет компенсация порывов ветра, который может задувать в микрофон или срывать различные декорации со сцены. Требуется постоянный уход по уборке засохших веток.

Спортивные площадки

Спортивная площадка является следующей зоной пришкольного участка, которая требует правильного планирования. Многое зависит от того, что именно находится на этой территории возле школы. Чаще всего площадки для игры в баскетбол, футбол или волейбол покрываются асфальтом или имеют грунтовое покрытие. Редким исключением является наличие специальных резиновых покрытий. Такие участки должны быть максимально закрыты от ветров. Чтобы этого добиться, необходимо обсадить их деревьями, которые имеют пышные кроны. К таким растениям можно отнести клены, липы, каштаны и другие. Дополнительно такие растения создадут тень на участке, что особенно важно в жаркие весенние и осенние дни при физических нагрузках.

Обратите внимание! В некоторых случаях спортивная площадка участка возле школы является и основной для проведения различных торжеств. В этом случае все спортивные снаряды располагаются по периметру, чтобы не загромождать основное пространство. Правило в отношении деревьев не изменяется, т. к. этот участок чаще будет задействован для проведения занятий спортом.

Зона отдыха

Современные школы предусматривают наличие и такого участка на территории. Участков может быть несколько. Часто их располагают равномерно по всей территории, чтобы ученики могли найти место каждый для себя. Обычно такие участки соединяются между собой посредством аллей. Для зон отдыха можно использовать различные растения, в которые входя и кустарники. При этом нет требования, чтобы они были одной высоты, т. к. особая строгость для участка не требуется. Его задачей является не настроить на серьезность, а позволить перевести дух перед следующим занятием или настроится на другой лад по окончании учебы. Для зон отдыха используется газонная трава, которой засеваются участки между кустарниками. Правильным решением является использование различных ярких декоративных растений.Обязательно должны присутствовать скамейки. Так как обучение в школе проходят дети различных возрастных категорий, то на таких участка не рекомендуется использовать различные арки, треноги или опоры, т. к. они могут стать причиной получения серьезных травм.

При этом разрешается размещение различных скульптур на таких участках. Окружать такие участки для отдыха, а также аллеи, которые их будут соединять могут сосны, вязы, тополя и липы. Высаживать их стоит на таком расстоянии, на котором это позволяют сделать кроны. Если в планах поддерживать небольшую высоту крон и постоянно ее формировать, то можно высадить ростки через каждые три метра. На клумбах, которые будут расположены с участками для отдыха стоит высаживать цветы, которые не особо прихотливы к уходу, а также устойчивы к засухам. В этой роли подойдут цинерарии, сальвии, бессмертники и цинии. Под деревьями также могут быть организованы клумбы, на которых себя будут хорошо чувствовать цветы, которые любят быть в тени. К ним относятся фуксии, астильба и барвинок. При должном уровне сознательности учеников на солнечных участках могут быть обустроены альпийские горки с подходящими растениями. Если где-то на территории есть бетонные заборы, которые не имеют особой привлекательности, то участки рядом с ними можно засадить плетущимися растениями. Видео о проекте озеленения школьного двора есть ниже.

Совет! В работах по оформлению таких участков можно задействовать учеников. С одной стороны, это вовлечет их в процесс, а с другой, побудит больше ценить проделанную работу, что продлит срок существования растений и строений. Совместный труд также приводит к взаимопониманию и выручке.

Огород

Как бы странно это ни звучало, но определенный участок пришкольной территории может быть выделен под огород. Он будет полезен для проведения различных исследовательских работ, которые предназначены по выведению каких-либо культур или видов. Такой участок также может стать отличным стартом к тому, чтобы обучать детей заботиться о чем-нибудь и быть ответственным. Все растения, которые будут впоследствии высажены на участках вокруг школы, могут быть взяты из рассады, которая будет получена с огорода. Если территория участка достаточна, а бюджет школы позволяет, то на огороде может быть сооружена теплица или оранжерея, что еще больше расширит количество выращиваемых видов растений.

Совет! Ускорить процесс по оформлению территории вокруг школы могут периодические короткие занятия, которые будут проводиться во внеурочное время.

Их целью является постановка задачи, объяснение целей и способов их достижения. Для этого не требуется много времени, т. к. школьники будут посещать такие занятия без энтузиазма. Достаточно будет одного занятия в неделю, которое будет длиться всего 20 минут.

Резюме

Как видно, школьный участок может быть оформлен с применение различных растений и идей. Но все это не будет существовать долго, если не проводить соответствующего воспитания, которое подразумевает правильное отношение к растениям и к тому, что окружает каждого. Важно развивать самосознание и организованность, которые будут побуждать каждого лично прилагать усилия для ухода за растениями и за пришкольным участком. В первую очередь это будет проявляться в бережном отношении и в отсутствии желания мусорить.

Социальный проект "Ландшафтный дизайн школьного двора ".

Ландшафтный дизайн школьного двора

И камень оживет – его лишь обними,

Его лишь обними – зелеными руками!

С.Ботвинник

Актуальность

У меня есть мечта... Когда я стану взрослой, хочу попробовать себя в роли ландшафтного дизайнера, потому что мне хочется делать мир вокруг гармоничнее, красивее, уютнее. Каждый человек счастлив, когда он живет приятными воспоминаниями о своем детстве, ведь опорой в его жизни является мир детских впечатлений.  Детство неразрывно связано со школой, школьным двором. Здесь мы встречаемся первого сентября, здесь мы провожаем очередной  выпуск учащихся. Школьный двор — «визитная карточка» любого учебного заведения. Это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь учеников и преподавателей, спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий, выпускные вечера, школьный летний лагерь и просто отдых на переменах – вот неполный список  мероприятий, которые проходят на нашем дворе. Приходя в любимую школу, хочется чувствовать себя уютно, ощущать красоту и гордость.  На территории нашего учебного заведения имеется большой пришкольный участок. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Я обратила внимание, что цветочные клумбы оставляют желать лучшего: недостаточно озеленёны, цветочные композиции пришкольного участка устарели, создают довольно мрачную картину, в то время как современные клумбы должны быть разнообразными, иметь красивый внешний вид. При этом они должны нравиться не только учащимся школы, но и нашим гостям. Я считаю, что обустройство пришкольной территории не должно быть одинаковым, стандартным. Красота всегда была и будет в моде. Я решила внести предложение по преобразованию цветочных клумб в современные, яркие композиции. Своими интересными дизайнерскими идеями я поделилась с учителем биологии Светланой Николаевной. Она меня поддержала, и мы решили внести элементы ландшафтного дизайна на пришкольный участок. В целях дальнейшего благоустройства школьной территории. Облагораживание и озеленение пришкольного двора играет важную роль в жизни учащихся – эстетичные красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение, здоровье, создают благоприятный микроклимат в школьном коллективе.

Цель:

Благоустройство и озеленение школьной клумбы с использованием приемов ландшафтного дизайна.

Задачи:

- Изучение элементов ландшафтного дизайна как деятельности

- разработка и осуществление плана по реконструкции цветочной клумбы

- объедение усилий родителей, учащихся, педагогов направленных на благоустройство пришкольной территории

- проведение информационно – просветительской работы по пропаганде

экологической культуры учащихся

-закрепление и обобщение на практике теоретические знания о растениях нашего края, полученные в школьном курсе биологии

-формирование чувства личной ответственности у учащихся за состояние окружающей среды

Участники проекта: Большой Совет Дел, инициативная группа МКОУ СОШ № 6.

Социальные партнеры проекта 2017 года

1.Партнеры активного уровня взаимодействия

1.1.Директор школы МКОУ СОШ №6

1.2. Зам. директора по ВР

1.3. Учитель биологии

2. Партнеры уровня ресурсного и нормативно-правового обеспечения

2.1.Директор ЗАО «ЗАРЯ»

2.2.Руководитель проекта: Солонцова Ольга

Сроки и этапы реализации проекта

Проект рассчитан на 2017 г. и осуществляется в несколько этапов.

Программа действий

Апрель-август

4

Заключитель-ный

Сопоставление действительных и желаемых результатов работы.

сентябрь

Выполнение проекта осуществляется последующим направлениям

Этапы реализации проекта

 1.Подготовительный этап (январь-февраль)

Разрабатывая проект по оформлению цветника , посмотрев много видеороликов ,прочитав различную литературы о ландшафтном дизайне ,я поняла, что здесь важны творческий подход и фантазия. Что же это такое ландшафтный дизайн? Это особый вид озеленения, который служит целью проектирования искусственной территории с использованием природных элементов: рельефа, воды, растительности. Годом экологии объявлен 2017 год. В преддверии проведения « Экологического месячника (март 2017г.) инициативной группой совместно с классными руководителями провелись классные часы, на которых были затронуты вопросы о благоустройстве и озеленение пришкольной территории и пос. Заря в целом. Был проведен социологический опрос учащихся и их родителей, работников школы на предмет отношения к благоустройству пришкольной территории .Было опрошено 230 человек. Среди них учащиеся 1 – 10 классов -150 человек, работники школы - 40 человек и родители учащихся - 40 человек.

На вопрос « Все ли устраивает Вас в школьном дворе?»

Люди ответили:

150 –да

63 - нет

17-воздержались

На вопрос « Нужны ли школе цветочные клумбы с применением элементов ландшафтного дизайна?»

135-да

63 -нет

32 –воздержались

На вопрос « Готовы ли вы содействовать улучшению пришкольной территории?»

123 -да

74 -нет

49 -воздержались

В результате было выявлено, что необходимо провести ряд мероприятий для создания новых цветочных клумб с использованием ландшафтного дизайна. На заседание «Управляющего совета школы» поступило предложение об увеличении площади цветников на пришкольном дворе. Проект «Ландшафтный дизайн школьного двора » был заслушан и одобрен. Инициативной группой и администрацией школы была проведена встреча с руководством ЗАО «Заря», в результате которой, была достигнута договоренность о спонсорской помощи для завоза грунта и оказание спонсорской помощи при покупке декоративного камня .

2 Проектировочный этап

Под руководством учителя биологии мы провели оценку экологического состояния пришкольной территории. Красивое платье начинается с выкройки, а красивый участок – с эскиза, нарисованного на листке бумаги. В школе был объявлен конкурс эскизов ландшафтного дизайна пришкольного участка, которые школьники разрабатывали с учетом освещенности территории, состава почв, видового разнообразия цветочно-декоративных растений и в этом процессе принимали участие также и родители. Сейчас просто клумбами никого не удивишь…. Хочется чего-то необычного, привлекательного, изысканного. Обсудив эскизы на заседании Большого Совета Дел, отобрали лучшие, которые содержали новые элементы ландшафтного дизайна — рокарий и рутарий.

Плоская альпийская горка ( рокарий) – это «сад камней», то есть,композиция из камней и растений . Устройство альпийской горки предполагает наличие возвышенности, покрытой скальной растительностью, который должен находится на солнце или в легкой полутени. Рокарий – это композиция из камней в саду на плоской поверхности. Растения здесь имеют второстепенное значение. Рокарий можно расположить и в полутени и подобрав соответствующие экземпляры, менее требовательные к освещенности. Для рокария не обязательно использовать какие – то специальные растения можно высаживать любые однолетники и многолетники. Мы высадили анютины глазки, маргаритки, декоративные кустарники, юкки. Существуют три наиболее популярных стиля рокариев:

английский стиль, в котором превалирует хвойные растения столь любимые консервативными англичанами, за то, что могут прослужить не одному поколению;

европейский стиль, который характеризуется композицией и наполнением растений максимально подходящих средней полосе Европы;

японский стиль, в котором внимание акцентируется на камнях, в целом почти полностью (японский рокарий состоит из гранитных камней с редкими, но яркими штрихами растений);

Мы выбрали европейский стиль рокария.

Рутарий – новое веяние в ландшафтном дизайне, это композиция из корней пней, коряг , веток и декоративных растений. В качестве растений обычно используются почвопокровные растения неглубокими корнями, а также растения со свисающими ветвями и вьюны.

Инициативной группой совместно с учителем биологии был разработан проект о благоустройстве пришкольного участка. Составлен план по озеленению клумбы с перечнем цветочных растений, которые как мы считаем, наиболее подходят для нашего цветника: бордюрная розовая и белая гвоздика, ирисы, ландыши. Цветник – это прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт.

3 Практический этап

План мероприятий

Чтобы выполнить комплекс ландшафтного дизайна пришкольной территории, мы обратились к нашим учителям: учителю технологии Брижахин М.И, учителю биологии Трефиловой С.Н., которые рассказали нам о том, какие цветы подходят для оформления клумб, как правильно посеять семена и правильно ухаживать за рассадой, какой инвентарь использовать.

4

Завоз грунта в рокарий

Март 2017

Брижахин М.И.

5

Обработка почвы и посадка рассады цветочных культур в рокарий

Апрель 2017

Трефилова С.Н.

6

Создание рутария с использованием пня спиленного дерева и стелющегося барвинка

Апрель

2017

Трефилова С.Н.

7

Побелка деревьев и бордюров

Апрель 2017

Трефилова С.Н

8

Оформление канализационного люка

Апрель

2017

Трефилова

С.Н.

9

Посадка рассады цветочных культур

Апрель 2017

Трефилова С.Н

10

Уход за посаженными растениями: прополка, полив, удаление сорняков

Май –август

2017

Трефилова С.Н.

11

Осенние работы: сбор и подготовка семян к хранению, осенняя обработка почвы.

Сентябрь- октябрь

Трефилова С.Н.

4 Заключительный этап

Ожидаемые результаты от реализации проекта

Учащиеся расширят знания в области цветоводства.

Улучшение экологического состояния и эстетичного вида пришкольной территории.

Приобретение опыта по благоустройству школьной и прилегающей территории силами учащихся и с наименьшими финансовыми затратами .

Развитие взаимопомощи, поддержки, взаимовыручки, дружеских отношений среди подростков.

Формирование личностных качеств учащихся: целеустремлённости, трудолюбия, толерантности.

Благоустроенный и безопасный школьный двор; 

Продолжить реализацию проекта согласно плану благоустройства школьной территории

Бюджет проекта

250

500

2

краска

2

100

200

3

Гном

1

700

700

4

Прочие расходы

200

5

Итого

1600

Кроме декоративного камня для изготовления рокария мы использовали крупные камни неправильной формы, найденные на территории пришкольного участка. Семена и рассаду цветов нам бесплатно и с удовольствием предоставили родители учащихся и жители пос. Заря.

Инвентарь для облагораживания пришкольной клумбы использовался школьный или самих учащихся.

Заключение

Я считаю, что в школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Нужно стараться делать так, чтобы помещение учебного заведения и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр. Мы смогли сделать нашу жизнь ярче, красивей, живописней, приобщив к этому и остальных учеников школы, которым проходя мимо нас, хотели нам помочь. Не остались равнодушными и родители школьников, желающие помочь в осуществлении данного проекта. Интересно оформленный школьный двор улучшил настроение, повысил жизненный тонус, положительно начал влиять  как на детей, так и на взрослых. Облагораживая территорию нашей школы, мы, тем самым, улучшили облик поселка, так как школа является одним из его культурных центров. Я очень надеюсь, что традиция благоустройства пришкольной территории будет жить, обогащаясь и воплощаясь новыми проектами и замыслами. Нам учащимся МКОУ СОШ №6 удалось воплотить в жизнь все наши идеи и задумки.

Мы не профессиональные дизайнеры. Но решили доказать, что даже самые простые элементы ландшафтного дизайна очень скоро станут привлекательным местом, а проходящие мимо прохожие станут любоваться нашим творением. Так что, мы смело взялись за этот творческий процесс, а что у нас получилось – судите сами. 

Проект ландшафтного дизайна школьного двора

Школьный двор — «визитная карточка» учебного заведения. Уже при первом взгляде на него, входящий может составить мнение о школе. Если в ней трудится коллектив единомышленников, объединенных целью воспитать своих подопечных всесторонне развитыми личностями, то школьный двор будет оформлен с хорошим художественным вкусом и выполнять множество функций (эстетическую, развивающую, санитарно-гигиеническую). Педагоги позаботятся о том, как вместе с воспитанниками красиво расположить и содержать все необходимые  обустройства и живые насаждения.

Общие принципы составления проекта школьного двора

Обычно новые школы строители сдают в эксплуатацию с благоустроенными пришкольными территориями. Но с течением времени разрастаются и стареют растения в композициях, ветшают постройки. Меняются вкусы и запросы школьного коллектива. Периодически нужно производить корректировку посадок, замену и ремонт малых архитектурных форм. Как любому сооружению нужен капитальный ремонт, так и ландшафтный дизайн школьного участка требует кардинального переустройства. Возможно при этом придётся переформатировать назначение участков, изменить их площадь и рельеф. Так как результаты облагораживания территории будут рассчитаны не на один год и должны сохранять привлекательный вид продолжительное время, эта работа должна быть продуманной и плановой. Для эффективной реконструкции пришкольной территории необходимо разработать проект ландшафтного дизайна школьного двора. Руководству школьного заведения или инициативному комитету следует провести опрос среди педагогов и школьников  на тему: «Чтобы вы хотели видеть на школьном дворе?»; определиться с финансовыми возможностями. Затем необходимо сделать тщательный обмер участка, оценить существующую климатическую ситуацию, выяснить размещение инженерных сетей. После всего, в соответствии с собранными данными, вычерчивается масштабный план и производится зонирование участка, подбираются растения.

Стиль оформления

Ландшафтный дизайн пришкольного участка желательно выполнить в регулярном стиле. Прямые дорожки, симметричные посадки, геометрические формы клумб подчеркнут особый статус территории и будут настраивать детей на спокойное и рассудительное поведение. Перед входом высаживают солитеры — одно или несколько декоративных деревьев или кустарников, явно выделяющихся на общем фоне. Солитерные посадки придадут некоторую строгость и официальный вид ландшафтному дизайну школьного участка. Всё окружение школьного здания должно способствовать пониманию и принятию учащимися того, что они пришли в школу заниматься серьёзными делами — получать необходимые знания и навыки.

Уголки отдыха, которые будут служить для спокойных бесед во время больших перемен или для посиделок после занятий, можно устраивать в более свободных стилях — кантри, голландском, азиатском. Для насаждений выбирают такие растения, чтобы они выглядели привлекательно на протяжении всего года, не вызывали аллергию, без шипов и колючек.

Центральная часть

Каждая школа должна иметь на своём дворе место  для проведения общешкольных мероприятий — первого и последнего звонка, сборов, линеек и др. Это может быть вместительная прямоугольная или квадратная площадка. Её стоит обсадить бордюрами из кустарников, хорошо переносящих стрижку (кизильников, самшитов, спиреи, бирючины). Место, предназначенное для выступлений, желательно подчеркнуть на заднем плане линейными посадками хвойных или вечнозеленых насаждений. Они могут также сдерживать ветры и защищать от уличных шумов. Оформление центральной части таким образом придаст торжественность и парадность всему ландшафтному дизайну школьного участка. Площадку в последующем следует расчертить, подписав места для каждого класса.

Спортивная площадка

Площадку для занятий спортом оборудуют стандартными устойчивыми и безопасными снарядами и сооружениями. Покрытие обычно устраивается асфальтное или грунтовое. Волейбольную или площадки для других подвижных игр стоит обсадить деревьями с раскидистыми кронами (липами, каштанами, клёнами) для создания тени над зрительскими скамейками. При ограниченных размерах школьного двора на площадке могут проводиться общешкольные мероприятия. В таком случае спортивные сооружения следует расположить по её периметру или компактно составить в одном месте для того, чтобы они не мешали и не отвлекали детей.

Зоны отдыха и досуга

В проекте ландшафтного дизайна школьного двора зон отдыха может быть несколько. Они будут соединяться между собой аллеями и извилистыми дорожками. Уголки отдыха желательно оформить композициями из декоративных кустарников разной высоты, разбить газоны и клумбы, поставить скамейки, скульптуры. Привычные элементы вертикального озеленения (опоры, треноги, арки и др.) не стоит использовать при оформлении, так как дети могут залезть на них и травмироваться. Для линейных посадок вдоль аллей подходят вязы, тополя, сосны, липы. Расстояния между ними зависит от величины кроны и составляет примерно 3-5 м. Важно, чтобы деревья не давали поросли, которая может разрушить искусственное покрытие. На клумбах нужно высаживать неприхотливые, долгоцветущие и засухоустойчивые цветы (цинии, сальвии, бархатцы, цинерарии, бессмертники). Под деревьями — тенелюбивые многолетники (хосты, барвинок, астильбу, функию). На солнечных местах можно устроить альпийские горки или рокарии. Непривлекательные заборы маскируют при помощи плетущихся и лазающих растений( девичьего винограда, клематисов, плюща).

Педагоги вместе с родителями и детьми здесь могут воплотить множество своих идей по созданию оригинального ландшафтного дизайна пришкольного участка. Совместная работа родителей с детьми будет способствовать укреплению связей между ними, сотрудничеству, улучшению взаимопонимания, что так важно в подростковом возрасте.

Пришкольный огород

При значительной площади школьного двора для проведения детьми экспериментальной и исследовательской работы можно устроить огород. Особенно интересно будет выращивать овощи и цветы младшим школьникам. Они смогут там научиться ухаживать за различными огородными культурами, расширить свой кругозор. Учащихся средних классов стоит привлекать  к выращиванию рассады цветов для клумб. При достаточных финансовых  средствах на пришкольном огороде можно соорудить небольшую теплицу или оранжерею.

Удачный проект ландшафтного дизайна школьного двора сделает территорию школы не только удобной с практической точки зрения, но и улучшит её естественный облик. Благодаря этому все элементы двора вместе со школьным зданием будут смотреться презентабельно и гармонично. 

Исследовательская работа на тему " Ландшафтный дизайн школьного двора"

муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей села хлевноехлевенского района липецкой области старо-дубовский филиал мбоу лицей села хлевное

Дизайн школьного двора

Выполнили: Черных Елизавета Александровна,учащаяся 6 «З» класса

Деменкова Виктория Вадимовна,учащаяся 6 «З»класса

Руководитель: Пожидаева Мария Львовна, учитель географии

Старое Дубовое 2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ---------------------------------------------------------------------------3-4

l.       Школа – твой дом,  будь хозяином в нем...-----------------------------5

l. l.    Описание объекта исследования------------------------------------------5

l. 2.    Творческая  лаборатория  у частников  проекта----------------------5

ІІ.     Основы ландшафтного дизайна-------------------------------------------6

Выводы--------------------------------------------------------------------------------7

Список литературы -----------------------------------------------------------------8

Введение

С тех пор как человек пахать обрел  уменье,

Украсить дом и двор он ощутил стремленье

И стал вокруг себя сажать для красоты

По вкусу своему деревья и цветы.

                                      Жак Делиль

     Школьный двор – это место, где проходит учебная и внеклассная жизнь учащихся и педагогов. Последний звонок, выпускные вечера, школьный летний лагерь и просто отдых на переменах – вот неполный список  мероприятий, которые проходят на нашем школьном дворе. Эстетический аспект в оформлении пространства двора является немаловажным в создании благоприятных условий для  самореализации учащихся.

     Трепетное отношение детей, их родителей и сотрудников школы ко всему, что нас окружает, позволило спланировать  целое направление в нашей творческой деятельности  – эстетическое оформление пришкольного участка.

      В народе говорят: человек счастлив, когда он живет приятными воспоминаниями о своем детстве, ведь опорой в его жизни является мир детских впечатлений.

      Детство неразрывно связано со школой, школьным двором. Здесь мы встречаемся первого сентября, здесь мы провожаем очередной  выпуск учащихся. Насколько эстетично, комфортно, уютно и функционально выглядит школьный двор,  настолько сильнее наши эмоции, впечатления, ведь школа  - наш  второй дом ...

      Старо-Дубовский филиал лицея села Хлевное расположен в селе Старое Дубовое Хлевенского района Липецкой области.

     Одним, из направлений деятельности школы является экологическое и трудовое воспитание школьников. Школьный двор и школьная территория стали эффективным средством формирования экологической культуры учащихся, становления их нового гражданского сознания. Эту работу мы рассматриваем, как часть системы социального становления личности.

      Школьный двор – это визитная карточка нашего образовательного учреждения. Как театр начинается с гардероба, так и  школа со школьного двора.  Лицо школы -  школьный двор, поэтому территорию необходимо изменять, дополнять и постоянно вносить какие-либо творческие элементы, например: мощеные дорожки, клумбы–цветники. Двор должен быть эстетически привлекательным, постоянно ухоженным.

       Данная проблема является актуальной не только для обучающихся школы, но и для поселка в целом, так как наш двор является единственным местом отдыха в нашем  поселке.

       Актуальность выбранной темы: благоустройство территории играет важную роль в жизни человека - красиво устроенные клумбы, малые формы, элементы ландшафта оказывают влияние на настроение человека, его здоровье и настроение, создают благоприятный микроклимат ученическом коллективе.

      Основная  цель  проекта - изменение ландшафтного обустройства территорий школы насаждение зелёных газонов, ярких цветников,  обустройство  уютных уголков для отдыха.

      Школьный двор – это визитка школы, требующая постоянной и целенаправленной работы по благоустройству. Проблема состояния и благоустроенности школьного двора имеет глубокое экологическое значение. Существует хорошая пословица: «Человека встречают по одежке, провожают по уму». Поэтому большое значение имеет внешний вид школы, а окружающая ее территория должна быть не только красивой, но и экологически чистой. Ведь именно здесь мы проводим большую часть времени. Это и спортивные занятия, и отдых во время перемен, и проведение культурно-массовых мероприятий, и уборки территорий. Экологическая обстановка влияет на наше здоровье и организм в целом.  

      Гипотеза: создание элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории может привлечь внимание учащихся и их родителей к экологическим проблемам микрорайона школы и повысить социальную активность населения.

      Данный проект позволяет учащимся прикоснуться к историческому прошлому школы, ее настоящему и будущему. Работа в этом проекте дает возможность развивать у учащихся патриотические качества, активную жизненную позицию, а также реализовать способности художников, дизайнеров,  исследователей.

      Цель исследования: влияние создания элементов ландшафтного дизайна пришкольной территории на успешную реализацию программы экологического воспитания учащихся и повышение социальной активности  жителей микрорайона школы.

     Задачи  исследования:

  • изучить экологическое состояние пришкольной территории;

  • познакомиться с основами цветоводства и ландшафтного дизайна;

  • разработать дизайн – проект школьного двора;

  • провести поэтапную реализацию мероприятий проекта по благоустройству и озеленению школьного двора.

      Объект исследования: современные формы ландшафтного дизайна.

      Предмет исследования: возможность создания элементов ландшафтного дизайна на пришкольной территории с учетом ее экологических особенностей.

l. Школа – твой дом,  будь хозяином в нем...

Красота  - это  плод  постоянного вдохновения, порожденного упорным трудом.

l. l.   Описание объекта исследования

      Наш школьный парк был основан в 1886 году. На территории нашей школы были природные газоны.  Благоустроенная пришкольная территория может являться площадкой для реализации программы экологического воспитания, образования детей и взрослых, которые будут включены в практическую деятельность по благоустройству и примут участие в массовых природоохранных мероприятиях.

               l. 2     Творческая  лаборатория  участников  проекта.   

      Обследовав школьную территорию, мы заметили, что наш школьный двор выглядит не эстетично, не привлекательно.

      Участвуя в проектной деятельности, мы не только самостоятельно работали с дополнительной литературой, но и  наблюдали за объектами природы, обращали внимание на эстетическое исполнение озеленения дворов других школ и парков.  

    Желание придать своему школьному двору красивый, облагороженный вид, делает нас неравнодушными, стимулирует активность.

      Благодаря реализации нашего проекта в школе мы рассчитываем получить вот такой результат:

  • здоровую среду обитания; 

  • увеличение числа учащихся, включенных в проектно-исследовательскую деятельность; 

  • самый благоустроенный и безопасный школьный двор; 

  • развитую инфраструктуру и современный ландшафт школьного двора; 

  • повышение экологической и социальной культуры. 

                       ІІ.  Основы ландшафтного дизайна

«Любовь к природе, как, впрочем,

и всякая  человеческая любовь,

несомненно, закладывается в нас

с детства».

                                             И. С. Соколов-Микитов

.

      Цветочно-декоративное оформление является частью озеленительных работ и в большинстве случаев неразрывно связано с древесно-кустарниковыми насаждениями. Цветы нужно высаживать тогда, когда территория будет полностью благоустроена: проложены дорожки, посеяны газоны. Искусство цветочного оформления состоит в том, чтобы при наименьших затратах получить наибольший декоративный эффект. Цветники - наиболее дорогостоящий и трудоемкий вид из всех форм озеленения. Их размещают на самых видных, парадных местах, вдоль дорожек так, чтобы ассортимент цветочных культур обеспечил непрерывное цветение в течение длительного времени.

       Для оформления школьного участка мы выбрали пейзажный стиль. Тема нетронутой, а лишь слегка «исправленной» природы, простоты и естественности порождает романтизм, сентиментализм. Особенно важно в пейзажном стиле то, что он вызывает меньше разрушений и лучше объединяется с окружающим ландшафтом.

      Газон придает участку ухоженный и опрятный вид, создает приятный глазу спокойный общий фон, идеальный для любых цветов и композиций растений. На фоне газона особенно ярко проявляется окраска и форма цветов.

      Цветник - очень мощный прием выделения какого-либо участка местности, позволяющий организовать общий план участка, оживить монотонный весной и осенью ландшафт. Цветочное оформление должно быть правильно спланировано и равномерно размещено. Цветники могут иметь различные размеры, формы, композиционные решения, цветочные сочетания декоративных растений в зависимости от назначения и месторасположения. К элементам цветочного оформления регулярного стиля относятся клумбы, бордюры.

                                                 ВЫВОДЫ

                                                       Окружающая среда —это мы с вами.                                                                                              Чарлз Панати

      В школе все должно быть пронизано стремлением к красоте. Ребят необходимо учить ее чувствовать, понимать, ценить и, что самое главное, творить красоту. Нужно сделать так, чтобы помещение школы и пришкольная территория были притягательными, в чем-то волшебными. В школе и вокруг нее на воспитание ученика должен работать каждый квадратный метр.  Пришкольная территория является эффективным продолжением и дополнением традиционного учебно-воспитательного процесса, экспериментальной и  исследовательской деятельностью. На свежем воздухе проводятся массовые внеклассные мероприятия: общешкольные сборы и линейки, вечера выпускников, ярмарки, спортивные соревнования. В любое время года на школьном дворе ведутся природоохранные работы:

  • Осенью развешиваются кормушки, проводятся экологические субботники по очистке территории;

  • зимой ребята подкармливают птиц;

  • весной обновляется видовой состав растительности

  • в летний период школьники проходят трудовую практику (уборка территории, уход за растениями). Учащиеся, посещающие летний школьный лагерь, проводят конкурсы рисунков на асфальте, спортивные соревнования и эстафеты, «уроки» по изучению правил дорожного движения.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Авадяева Е.Н., Русский ландшафтный дизайн / ОЛМА-ПРЕСС,2000.

2. Алексеев С.В., Груздева Н.В. Практикум по экологии: учебн. Пособие–М.: АО МДС, 1996 г.

3. Акимушкин И. /Причуды природы .М. 1992.

4. Анисенковой / Экологическое образование школьников, И.М. Швец. – Н.Новгород, 1993.

5. Винокурова, В.В. Николина. /Углубленное изучение экологии в школе – Н. Новгород, 1991.

6. Грехова Л.И. В союзе с природой. – М. – Ставр., 2002.

7. Доббс Л., Вуд С., Культура сада: дизайн, выбор растений, работа в саду/Практическое руководство/Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Ниола 21-й век», 2002.

8. Немова Е. «Дизайн садового участка» М. Фитон 2004г

9. Петров В.В. Из жизни зеленого мира . М. : Просвещение , 1982.

10. Ремезова Г.Л., Эратова М.Е. Войди в зеленый мир . М. : Просвещение , 1996.

11. Трубицин М.А., Габрук Н.Г. Практикум по химии окружающей среды. Учебное пособие., БелГУ, 2007, 98 с.


Смотрите также