Местность в египте где находится храмовый комплекс


Луксор. Карнакский Храм бога Солнца. Крупнейший храмовый комплекс Древнего мира

Владимир Дергачева, фотографии Антона ДергачеваДревнеегипетские храмы были предназначены в качестве резиденции  небесных богов на земле. Слово «храм» буквально означает «дом бога».Великий  Карнакский храм верховного божества Амона  (Ипет-Сут) был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила.  Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта  и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.).  В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем  столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса.Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора.  Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и  восстановленной.В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.Рамсес (Рамзес) II Великий достроил колоссальный Гипостильный зал Карнакского храма с многочисленными  регулярно воздвигнутыми колонами (на схеме Колоннада Рамсеса).  Это величайшее здание Древнего мира    имело площадь 5 тыс. кв. метров. Двенадцать колонн  по сторонам среднего прохода имели в высоту 24 метра. На вершине колонны могло уместиться до 100 человек.  Остальные 126 колонн зала имели высоту 13 метров.

Крупнейший в Египте Карнакский храмовый комплекс – главное государственное святилище в период Нового царства. Состоит из трех основных архитектурных ансамблей: Амона-Ра, Монту и Мут.

Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока
I пилон (Нектанеб I)1. Первый двор2. Храм Рамсеса III3. Кирпичный пандус4. Святилище Сети II

II пилон (Хоремхеб – Сети I)

5. Большой гипостильный зал (БГЗ)6. Южная стена БГЗ7. Северная стена БГЗ

III пилон (Аменхотеп III – XIX династия)

8. Обелиск Тутмоса I

IV пилон (Тутмос I)

9. Зал Инени10. Обелиск Хатшепсут

V пилон (Тутмос I)

11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея13. Святилище Хатшепсут

14. Двор храма Среднего царства

15. Юбилейный храм Тутмоса III16. Святилище Александра Македонского17. «Ботанический сад» Тутмоса III18. Святилище Внемлющего уха19. Храм Рамсеса II20. Колоннада Тахарки21. Ворота Нектанеба I22. «Двор тайника»23. Скарабей Аменхотепа III24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут25. Храм Тахарки26. Священное озероVII пилон (Тутмос III)

VIII пилон (Хатшепсут)

27. Вход в Музей под открытым небом
На пилонах храма  обнаружен список народов, покоренных фараоном Тутмосом III в Азии и Африке. Южную ось храма  начинает «двор тайника». В начале 20 века здесь под каменными плитами пола  было обнаружено  около 20 тыс. предметов, в том числе  750 скульптур. Это крупнейшая находка скульптурных изображений за  все время археологических раскопок в Египте.

Обнаруженная здесь скульптура фараона Аменхотепа III ныне хранится в Египетском музее в Каире.

Реконструкция (разрезы) храма Амона в  эпоху фараона Рамсеса II Великого после создания  Большого гипостильного (колонного) зала. Рисунки Stephen Biesty

Аллея сфинксов с телом льва и головой барана («криосфинксы»), созданных во времена Рамсеса II, вела к причалу на Ниле.

http://www.mochaloff.ru/egipet/0718.jpgМалая аллея бараноголовых сфинксов перед храмом

Статуя фараона Рамсеса II. У его ног супруга — Нефертари (любимая из самых любимых).

Божественный (навозный?) Жук был воплощением возрождения. Древние египтяне были уверены, что именно он катит Солнце на восход.

http://www.mochaloff.ru/egipet/1077.jpg

В 1850 году здесь был не Федя Булочкин, а, возможно,  поляк.

Сцена коронации фараона Рамсеса II, сидящего на троне Верхнего и Нижнего Египта. Царь обращен лицом к владычице юга Нехбет, а за его спиной  – богиня Уаджит, владычица севера.

Главными вертикалями Карнакского храма являются два обелиска, установленные царицей-фараоном Хатшепсут. 30-метровые обелиски были изготовлены в каменоломне вблизи Асуана и были самыми высокими в Древнем Египте.

Юбилейный храм Ахменну («Блистающий памятниками») был воздвигнут по приказу фараона для проведения ритуальных праздников.

Иностранные туристы любят позировать на фоне развалин Храма

Археологические раскопки продолжаются

Древние храмы Египта: 10 самых загадочных строений

Храм в Древнем Египте – главная сокровищница мудрости, учености и религиозных культов. В него приходили люди, чтобы узнать судьбу или пожертвовать богам часть своего имущества для получения удачи. Они служили мостами между миром людей и потусторонним царством мертвых.

Архитектура древнего Египта: храмы

Из-за того, что «страна папируса» полностью лишена леса, главным строительным материалом для сооружений был камень и кирпич-сырец. Для домов крестьян использовалась грязь из Нила. Древние храмы Египта сооружались из камня или вырубались в скалах. Возводили религиозные сооружения по приказам фараонов и украшали максимально роскошно и торжественно. Особой формой поклонения богам были пирамиды. В них хоронились только самые могущественные правители государства.

Типы храмов Древнего Египта

Историки и архитекторы выделяют 3 типа храмов Древнего Египта:

  • Пещерные. Такие сооружения вырубались в скалах при помощи обычных камней и других простых орудий труда. Самые известные храмы этого типа расположены в Абу-Симбеле. Они поражают колоссальными размерами и огромным количеством вырубленных из камня скульптур.
  • Периптеральные. Простые, но изящные и красивые святилища богов Древнего Египта. Жертвенник в них окружен колоннами и вертикальными стенами. Красивейшие периптеральные храмы находятся в Элефантине и Мединет-абу.
  • Более поздние. Сооружения периода упадка Египта, в который архитекторы пытались наложить черты и детали греческой архитектуры на египетскую. Лучше храмы этого типа обнаружены в Филе, Эдфу, Калабше.

Храмовые комплексы Древнего Египта

Великий Храм Мединет-Абу

Огромный храмовый комплекс на берегу реки Иордан. Первое сооружение в нем – небольшой храм в честь Амун был построены при фараонах Хатшепсут и Тутмосе III. Рамсес III возле них приказал соорудить свою гробницу и окружить весь комплекс, вместе с цехами и жилыми домами ремесленников большой кирпичной стеной. В IX веке, после эпидемии чумы жители покинули Мединет-Абу. Сейчас комплекс открыт для посещения.

Храм мединет абу

Храм Ком Омбо

Храм Ком Омбо называют «зеркальным». Он включает 2 одинаковых сооружения, которые стоят друг напротив друга. Строение возведено во времена Птолемеев. Левая часть посвящена богу Себеку (с головой крокодила), а правая Хароерису (с головой сокола). Храм Ком Омбо расположен в одноименном городе, на восточном берегу Нила. Комплекс открыт для туристов и подсвечен специальными приборами в ночное время суток.

Ъам Ком Омбо

Колоссы Мемнона

Колоссы Мемнона – две статуи высотой по 18 метров, которые изображают фараона Аменхотепа III. На боковых панелях воссоздан образ бога реки Нил – Хапи. У ног правителя высечены барельефы его жены и матери. Возраст скульптур – приблизительно 3400 лет. Материалом их для возведения служили блоки из кварцитного песчаника, которые были изготовлены возле нынешнего Каира и перемещены на расстояние в 670 км. Колоссы стоят в некрополе Фив, напротив города Луксор.

Колоссы Мемнона

Храмы острова Филе

Остров Филе во времена Древнего Египта был центром поклонения богине Изиде. Комплекс острова состоит из храма Нектанеба, храма Хатор, павильона Трояна и монументального храма Исиды. Сам остров первоначально располагался на скальной гряде, у первого порога Нила, но в 60-е годы был затоплен водохранилищем, которые возникло после возведения Асуанской ГЭС. Все сооружения с него были перенесены на островок Аджликия, где были точно воссозданы топографические условия Филе.

Остров Филе: храмы Египта

Храм Эдфу

Храм Эдфу – второй по величине храм Египта. Его строительство продолжалось с 237 по 57 годы до нашей эры и было закончено при Птолемее XII – отце легендарной царицы Клеопатры. Сооружение посвящено богу с головой ястреба – Хору. Размеры храма – 137 на 79 метров. Максимальная высота пилонов – 36 метров. Комплекс состоит из внутреннего двора, колонного зала, библиотеки, жертвенника, лаборатории и многих других помещений. Храм расположен у города Эдфу, в 100 км южнее Луксора.

Храм Эдфу

Храм Сети I в Абидосе

Сети I – фараон-отец знаменитого Рамсеса II. Он правил 1290-1975 годах до нашей эры и построил в честь себя и своего отца большой храмовый комплекс. До нынешнего времени сохранились основное здание сооружения. Стены и вспомогательные постройки были разрушены в процессе сельскохозяйственной деятельности, которая велась возле храма. Комплекс находится в некрополе города Фивы.

Храм Египта Сети I Абидос

Египетский Храм Хатшепсут

Египетский Храм Хатшепсут – гробница легендарной царицы, которая правила Египтом в 1479-1458 годах. Сооружение комплекса началось сразу после вступления принцессы на трон и продолжалось даже после ее смерти. Террасы храма достигают высоты 30 метров и когда-то были обсажены зеленью. Уникальное здание находится в местечке Дэйр-эль-Бахри, возле Луксора.

Пирамиды и храмы древнего Египта

Луксорский Храм

Луксорский храм – одно из самых величественных сооружений Египта. Он посвящен Амону, Муту и Хонсу и соединен аллеей сфинксов с Карнакским храмом. У входа в него стояли 4 огромных монолитных скульптуры. Одна из них в середине XIX века украсила площадь Согласия в Париже. Луксорский храм занимает важное место в программе круизов по Нилу.

Храмовые комплексы древнего Египта

Абу Симбел

Два храма-близнеца, которые высечены в скале высотой 100 м. Большой храм посвящен фараону Рамсесу II и богам Амону, Ра-Хорахти и Птаху. Малый в честь жены правителя – Нефертити и богини Хатхор. В 1964-1968, при затоплении водохранилища Асуанской ГЭС комплекс был разрезан на большие блоки и перенесен на 65 метров выше 200 метров дальше от Нила. Доехать до храма из Каира можно за 4 часа на автобусе.

Карнакский Храм Древнего Египта

Самый большой древний культовый комплекс, который найден археологами. Он возведен в честь трех главный божеств Египта – Амона-Ра, его жены Мут и сына Хонса. Только колонный зал храма имеет площадь 5 000 кв. м. Строительство сооружения длилось более 500 лет, с 1570 по 1100 года до нашей эры. Комплекс включен в список наследия ЮНЕСКО. Он расположен в 2,5 км севернее Луксора и ежедневно открыт для посетителей.

Архитектура древнего Египта: храмы

Смотрите также:

Мистерическое значение храмов 

Интерьер Древней Греции

Крупнейшие храмы Древнего Египта - Vasco Planet™

После нескольких коротких поездок в Египет, я решил съездить туда на два месяца, с единственной целью глубоко погрузиться в историю Древнего Египта и посетить значимые места Среднего и Нового царств. Собственно, от Древнего царства не осталось практически ничего, кроме величественных пирамид плато Гиза, а также пирамид Саккары и Дашхура. Великий некогда город Мемфис, с огромными храмами, в то время религиозный и административный центр древнеегипетской цивилизации, вокруг которого и строились сохранившиеся погребальные пирамиды фараонов, был несколько раз до основания разрушен. Сейчас на его месте можно найти только маленькую арабскую деревню в несколько дворов.

Величие сохранившихся пирамид Старого царства нисколько не умаляет тот факт, что основной религиозный и культурный расцвет Древнего Египта пришелся на Среднее и Новое царство. Это было время невероятного расцвета древнеегипетской государственности, религиозного и жреческого культов, пик развития искусств и архитектуры. Именно в Новом царстве, во времена правления поздних древних династий фараонов были построены и завершены все древнеегипетские храмы, в том виде, в котором мы их сейчас видим. Из Мемфиса религиозная и культовая столица Древнего Египта была перенесена в Фивы (современный Луксор), на юг, где в скалах стали высекаться подземные заупокойные храмы и некрополи фараонов и их приближенных, а на земле строились величественные, грандиозные храмы и храмовые комплексы — культовые сооружения, которые несли функцию поклонения богам древнеегипетского пантеона, и являлись центрами власти жреческого культа.

Мединет-Абу, погребальный храм Рамзеса III. «Обитель миллионов лет Ка». Фото: Вячеслав Аргенберг.

Храмы рассматривались как дома для фараонов и, чаще, богов, которым они были посвящены. В них жрецы проводили всевозможные религиозные ритуалы, воспроизводя сцены из мифологии через различные праздники, и выполняли действия направленные на отведение сил хаоса и поддержание божественного порядка вселенной. Простые египтяне не могли принимать участия в ритуальных церемониях. Тем не менее, храм был важным религиозным местом для всех классов египтян.

Храмы выстраивались последовательно, и то, что было небольшим святилищем во времена Среднего царства, превращалось в гигантский храмовый комплекс в Новом царстве. Почти все из этих построек хорошо сохранились, за исключением Рамессеума, поминального храма фараона Рамзеса II, который лежит в руинах. Однако по развалинам можно увидеть, что когда-то, и он был грандиозным сооружением. Все остальные крупные архитектурные творения Среднего и Нового царств, в соответствие с общепринятой классификацией, можно разделить на 9 групп отдельно стоящих храмов или храмовых комплексов. Все они находятся на берегах верхнего Нила, и строились и реставрировались из нубийского песчаного камня, крепкой древней карстовой песчаной породы континентального происхождения времен Палеозоя и Мезозоя.

Для их полного осмотра удобнее всего остановиться в Луксоре и Асуане, и оттуда совершать экспедиционные выезды. По времени это может занять от одной недели до нескольких недель, в случае детального подхода. На сайте доступно около тысячи фотографий, которые остались у меня после моего эпического двухмесячного пребывания на берегах Нила, в Луксоре и Асуане. Когда-то в детстве я и представить себе не мог, что когда-то у меня будет возможность просто так пожить пару месяцев на берегах реки Нил для удовлетворения исследовательского интереса и любопытства к этим огромным постройкам.

  1. Луксорский храм
  2. Карнакский храм
  3. Мединет Абу
  4. Храм Хатшепсут
  5. Храм Сети в Абидосе
  6. Храм Хатхор в Дендере
  7. Храм Исиды
  8. Храм Хора в Эдфу
  9. Храм Абу-Симбел
  10. Луксор и Асуан

Луксорский храм

Пилоны Луксорского храма ночью. Развалины центрального храма Амона-Ра. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Луксорский храм — самый доступный, но не самый величественный сохранившийся храм Древнего Египта. Однако это с лихвой компенсируется возможностью приходить туда поздно вечером и наблюдать мистические световые и теневые эффекты от цветной подсветки. Он находится на правом берегу Нила, в центре Луксора. Храм богов Амона, Мут и Хонсу представляет собой наиболее полное воплощение архитектурных особенностей Нового царства. Его отличают грандиозность замысла, монументальность и торжественность деталей, большое количество колонн. Раньше он был соединен с Карнакским храмовым комплексом двухкилометровой аллеей сфинксов.

Древние египтяне называли его Ипет-Ресит, что означает “южное святилище”. Слово “Луксор” более позднее и имеет арабские корни. Луксорский храм был церемониальным храмом, где устраивали религиозные праздники и фестивали. Здесь устраивались масштабные процессии, которые передвигались по аллее, связывающей храм в Карнаке с Луксорским храмом.

Приходите сюда вечером, когда здесь совсем не жарко и совершенно немноголюдно. Ближе к полуночи здесь возникает особая атмосфера — несколько заблудших туристов гуляют между высокими колоннами, а в главном святилище (темной комнате) под лампадным светом сидят и мирно ведут беседу арабы-хранители.

Карнакский храм (храм Амона-Ра)

Массивные колоны храма Амона-Ра. Луксор. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Карнакский храм в древности назывался Ипет-Исут, крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище Нового царства. Расположен он на северной границе современного Луксора, примерно в трех километрах от Луксорского храма. Этот храмовый комплекс посвящен в основном культу бога Амона-Ра. Он строился больше тысячи лет, и в нем также есть части, посвященные богу Монту, богине Мут, богам Хонсу и Птаху. От былого комплекса осталось не все, но даже то, что есть, выглядит внушительно. Особенно поражают огромные колонны храма Амона-Ра.

Амон-Ра — это фиванское, южное название для бога Ра, древнеегипетского бога солнца, верховного божества древних египтян. Его имя Ра означает “Солнце”. Культ Ра начал формироваться параллельно с объединением Египта и стал доминировать еще в период Древнего царства, вытесняя более архаичный культ Атума. “Я — Атум, существующий, единый. Я — Ра в его первом восходе. Я — великий бог, создавший себя сам, создатель своего имени “владыки эннеады”. Я был вчера; я знаю завтрашний день…” В Карнакском храме жрецы Амона с приличествующей им пышностью и торжественностью отправляли свои ежедневные службы, а во время фестивалей, совершали процессии в соседний Луксорский храм.

Погребальный храм Рамзеса III (Мединет Абу)

Мединет-Абу, внутри монументального погребального храма Рамсеса III. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Мединет-Абу — это арабское название для погребального храма Рамзеса III, важного сооружения эпохи Нового царства, на западном берегу Нила в Фивах. Основной храм хорошо сохранился и обладает внушительными размерами. Имеет большую архитектурную и художественную ценность. Этот храм известен рельефами с надписями. Пожалуй, этот храм выглядит самым грандиозным и большим из всех сохранившихся храмов Древнего Египта. Здесь также обычно бывает меньше туристов, по сравнению с остальными местами на западном берегу Нила (ввиду того, что однодневные автобусные туры сюда почему-то не заезжают или заезжают редко), и это придает этому месту особую атмосферу.

У храма ортодоксальный дизайн. Здесь хорошо сохранились пилоны, которые выглядят очень внушительно, а также рельефная роспись на стенах.

Храм Хатшепсут

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр эль-Бахри. Фасад. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Хорошо сохранившийся храм женщины-царицы-фараона Хатшепсут, которая воздвигла множество памятников по всему Египту. При жизни отца Хатшепсут стала “супругой Бога” — верховной жрицей фиванского бога Амона. Силами, поддерживающими Хатшепсут, были образованные круги египетского жречества, именно поэтому власть ее была сильна. Правление Хатшепсут ознаменовало небывалое процветание и возвышение Египта.

Заупокойный храм Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри — это храм, вырезанный в скале, в удаленном районе Фив, на западном берегу Нила. Он состоит из трех крупных террас, ведущих наверх, к святилищу храма, главной и самой сокровенной части. Многочисленные ярко расписанные пилястры царицы, колоссальные статуи и сфинксы сейчас хранятся в собраниях Египетского музея в Каире. Уникальные рельефы храма в Дейр-эль-Бахри, потрясающие высочайшим уровнем своего исполнения, повествуют об основных событиях царствования Хатшепсут.

Это место известно тем, что ранним утром 17 ноября 1997 года здесь произошло массовое убийство иностранных туристов. Теракт был совершен членами исламской террористической организации Египта (по всей видимости, Аль-Гамаа-аль-Исламия). Шестеро террористов были одеты в форму сотрудников службы безопасности Египта и вооружены автоматами и мачете. В течение 40 минут было методично расстреляно и зарезано 62 человека, в основном на второй террасе и в святилище. Пытавшихся бежать расстреливали на нижней террасе, поэтому основную массу людей загнали на верхний уровень, и, в порядке живой очереди, резали с помощью мачете, как баранов — после на многих трупах были найдены следы религиозного потрошения.

По всей видимости, эта организация происходила из какой-то радикальной ваххабитской общины, которая базировалась, вероятно, в городе Кена. Жестокое массовое убийство настроило против группировки всех египтян, и многие ранее поддерживавшие эту радикальную салафитскую организацию отвернулись от нее. К 2000 году основной ее костяк был арестован либо физически уничтожен. Однако радикальный салафи-ислам, поддерживаемый местными имамами, цветет и пахнет к северу от Луксора и к югу от Каира.

Храм Сети в Абидосе

Массивные колоны поминального храма Сети I в Абидосе. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Это, пожалуй, самый мистический и самый атмосферный египетский храм, как в силу своего архитектурного исполнения и назначения, так и в силу труднодоступности для обычного туриста. Считается, что Абидос — одно из важнейших археологических мест Древнего Египта. В Абидосе было построено до десяти храмов, но все они были разрушены. С самых ранних времен Абидос был важным центром культа Осириса и его жены Исиды. Осирис — царь загробного мира в древнеегипетской мифологии.

Подсветка внутри поминального храма Сети I в Абидосе. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Хорошо сохранился храм, построенный Сети I, над которым и внутри которого витает воздух тайны и древнеегипетских мистерий. Пребывание внутри оставляет самые мистические и благоговейные ощущения, особенно если время ближе к вечеру, и кроме вас здесь никого уже нет. Храм потрясает своей атмосферой и высочайшего уровня рельефами, сохранившими свой оригинальный цвет. Справа от него находились святилища Абидосской триады: Осириса, Исиды и Хора. В этом храме были найдены и хорошо сохранились рельефные росписи на стенах, в том числе Абидосский список царей, знаменитый список фараонских династий, который внес значительный вклад в изучение и понимание Древнего Египта.

Храм находится близ арабской деревни Эль-Араба-эль-Мадфуна, в сотне километров на север от Дендеры и Кены. Сюда обычно добираются на дневных автобусных турах из Луксора, но попробуйте добраться сюда своим ходом, на общественном транспорте, и вы получите кучу приключений на свою голову, которые вы никогда не забудете. Это земли радикальных суннитских общин, и туристам здесь положено передвигаться только в сопровождении полицейского. Я добирался сюда на электричке из исламского города Кена. Потом, на станции, попробовал взять такси до конечного места, но отвезли меня в местный полицейский участок, где полчаса вели дружескую беседу, а после отправили с каким-то таксистом бесплатно до самого храма.

Храм Хатхор в Дендере

Барельефы в храме Хатхор в Дандаре. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Храм Хатхор в Дендере, являющийся основной частью храмового комплекса в Дендере — один из хорошо сохранившихся поздних храмов Древнего Египта. Был возведен из песчаника, имеет 80 метров в основании. Внутри находится огромный гипостильный зал с 24 колоннами, увенчанными изображениями Хатхор. На потолке изображены астрономические сцены. На крыше храма были святилища Осириса, в одном из которых были обнаружены уникальный зодиак и солнечный диск.

Хатхор, или Хатор (небо) — в египетской мифологии богиня неба, любви, женственности, красоты и веселья. А также супруга Хора. Первоначально считалась дочерью Ра.

Храм находится на западной границе города Кена, в 70 километрах к северу от Луксора. Можно добраться на электричке и такси, но большинство приезжают в составе туристических автобусных туров. Я останавливался в Кене на два дня, в отеле рядом с железнодорожной станцией. Сам город очень радикально-исламский. Туристы в нем практически (или вообще?) отсутствуют. Стоит пройти по улице несколько сот метров от отеля, и на тебя начинают все таращиться как на ходячий столб — чувствуешь себя очень некомфортно. Выдавала одежда, а не лицо. Можно вообразить, что этот город — оплот радикального египетского джихадизма и такфиризма, поставляющий идеологические кадры и имамов в Каир, на север, и смертников, в Луксор, на юг.

Храм Исиды в Филах

Храм Исиды в Филах. Главный вход. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе, неподалеку от Асуана. Исида (Изида, Isis) — одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса, мать Гора, а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями Осириса. Культ Исиды и связанные с ним мистерии приобрели значительное распространение в греко-римском мире, сравнимое с христианством.

Сейчас храм Исиды находится на острове Агилика. При сооружении Асуанского водохранилища в 1960 году ЮНЕСКО выступило с инициативой о переносе храма вверх по течению Нила. Храм был разрезан, разобран, а после каменные блоки были перевезены и вновь собраны на острове Агилика, расположенном в 500 метрах вверх по течению. Все это было обставлено такой широкой PR-деятельностью, типа: русские своими плотинами и водохранилищами уничтожают природу и памятники древней культуры, а мы, просвещенный западный мир, спасаем храмы от затопления. Только умалчивалось, что основной ущерб этот храм получил после возведения английской плотины в начале века, а Асуанская плотина, построенная при помощи CCCР, в свою очередь, стала объектом важного социального значения и поддержания энергетического баланса в регионе, без которого современная египетская экономика просто не существовала бы.

Храм Хора в Эдфу

Храм Гора (Хора) в Эдфу. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Храм Хора в Эдфу — один из лучших и величественных храмов Нового царства, который однозначно стоит посетить. Храм поражает грандиозным размером и пропорциями. По размерам это второй храм после Карнака, но при этом сохранился он в гораздо лучшей степени, благодаря более поздним срокам строительства — он строился уже на закате древнеегипетской цивилизации. Забавно наблюдать, как редкие люди теряются как букашки на фоне грандиозного первого пилона храма. Строение имеет 137 метров в длину и 80 метров в ширину, при высоте пилонов в 36 метров.

Статуя Хора у входа на главный двор храма в Эдфу. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Хор — бог неба, царственности и солнца. В Эдфу Хора изображали в виде крылатого диска, сокола, и человека с головой сокола. Он был также Хором-Ра. Храмовые рельефы подчеркивают тесную связь Хора с его отцом Осирисом, матерью Исидой и женой Хатхор. Рельефы этого храма имеют большое значение для египетской филологии, так как представляют собой одно из самых больших собраний иероглифических текстов позднего времени.

Храм раскинулся на западном берегу Нила в 100 км к югу от Луксора, в черте вальяжно расслабленного и очень жаркого египетского города Эдфу. В Эдфу останавливаются круизные корабли, и это один из лучших способов увидеть этот храм. Что может быть лучше классического многодневного de-luxe круиза по Нилу с остановками? Сюда также можно добраться в составе тура из Луксора, а особо горячие головы, как я, могут попробовать приехать сюда на поезде, а потом пройти несколько километров пешком, через мост, и дальше в город. Правда, будьте готовы к удивленным взглядам полицейского кордона на мосту. С моста открываются широкие виды на Нил, город, и пустыню вокруг.

Храм Абу-Симбел (храмы Рамзеса II и Нефертари)

Малый храм первой жены Рамзеса II, царицы Нефертари, посвящен богине Хатхор. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Абу-Симбел — скала на западном берегу Нила, в которой высечены два знаменитых древнеегипетских храма времен правления Рамзеса II. Храмы были построены в 250 километрах к югу от Асуана в назидание жителям Нубии и для обозначения южной границы древнеегипетского государства, а также как вечный монумент фараону Рамзесу II и его жене, царице Нефертари.

По размеру эти храмы самые маленькие из всех рассмотренных здесь, но качество, детальность, искусность исполнения, а также художественная ценность скульптур и рельефов внутри и снаружи этих храмов очень высока. Это одни из самых красивых храмов Нового царства. Внутри этих храмов работали одни из самых лучших художников династии Рамзеса II, создав бессмертие для себя и своего фараона. Чтобы спасти от затопления после строительства Асуанской плотины, в 1965 году храмы были разрезаны на блоки весом до 30 тонн, перенесены на новое место, в 65 метрах выше и в 200 метрах дальше от реки, и собраны заново.

Добраться сюда можно только из Асуана на туристическом или собственном автотранспорте. Комфортабельный, кондиционированный микроавтобус, рассекая плотную сухую жару в 45 градусов, домчит вас сюда за 4 часа. Место невероятно тихое, пустынное и почти сказочное, напоминающее место из снов — на самом берегу широкого водохранилища Насер, где голубая гладь воды практически сливается с грядой далеких холмов песочного камня и небом над ними.

Все эти храмы были осмотрены мною, пока я пребывал в Луксоре и Асуане. Сами города невероятно приятны и расслаблены, особенно Асуан. Считается что, луксорские местные жители испорчены двухсотлетней историей непрерывного туризма и паломничества на эти земли. Считается что Луксор — город в мире, с максимальной концентрацией присутствия в нем разного рода мошенников и обманщиков, охотящихся на туристов. Да, это так. Но нетрудно научиться их игнорировать. Явного криминала я не встретил. Если вы посмотрели в глаза и поздоровались с мошенником, вы уже проиграли. Избегать контакта с посторонними нужно еще на стадии контакта глазами, то есть попросту игнорировать даже приветствия от незнакомых людей. И тогда в Луксоре можно жить неделями, в том числе каждый вечер приходить на центральную площадь и наблюдать обычную жизнь и обычных людей, не мошенников.

Берега Нила на закате. Луксор. Фото: Вячеслав Аргенберг.

Самое прекрасное в этих городах не столько сами города, сколько западный берег Нила в этих местах: легендарные Фивы и плато Тебеса в Люксоре, великолепная холмистая нубийская пустыня в Асуане. Ну и, конечно, сам Нил, медленный и широкий, делает пребывание в этих местах таким неторопливым и просто сказочным, запоминающимся на всю жизнь.

2012, Москва.

Статья была изначально написана для сайта www.vascoplanet.ru, где можно найти множество авторских фотографий из Египта и других стран, в высоком (полиграфическом) качестве.

Карнакский храм в Египте

Храмовый комплекс в Карнаке или Карнакский храм превосходит все остальные древнеегипетские памятники за исключением пирамид Гизы. Это жилище богов, построенное на гигантской скале, включает в себя три отдельных храмовых комплекса, самым величественным из которых является святилище Амона, принадлежавшее верховному богу Нового царства. На территории этого комплекса могут уместиться десять кафедральных соборов. Грандиозные размеры и сложность планировки ансамбля – результат строительных работ, продолжавшихся в течение тринадцати столетий. Основное ядро храма Амона сложилось при XII династии, и с того времени он расширялся в двух направлениях – в сторону реки и к храму Мут, в то время как храмовая ограда доходит до святилища Монту. Хотя Эхнатон отрёкся от веры в Амона, уничтожал его изображения и возвёл в Карнаке храм Атона, стараниями жречества статус-кво был восстановлен вскоре после смерти этого правителя.

В период расцвета Карнака его богатство было фантастическим. Перечень храмового имущества, относящийся ко времени правления Рамсеса III, включает 65 деревень, 433 сада, 421 662 головы скота, поля общей площадью 2395 квадратных километров, 46 строящихся объектов, 83 корабля и 81 322 работника, к которым отнесены также и рабы. Египтолог Т. Джеймс сравнил храм с индустриальным гигантом, «порождавшим массу деловой активности, второстепенной по отношению к культу, и плодившим огромную армию чиновников и работников». Однако простому люду было запрещено находиться внутри храмовой ограды, и никто, кроме фараона или его представителя, не мог войти в святилище Амона. Древние египтяне называли Карнакский храм Ипет-Исут – «совершеннейшее место».

Посещение храмового комплекса в Карнаке

Храмовый комплекс Карнака находится в 2,5 километрах севернее Луксора, его территория составляет около 100 акров. Легче всего попасть на территорию храма Амона (ежедневно, зимой – 6:00-17:30; летом – 6:00-18:30; 40 фунтов, для студентов – 20 фунтов; фотосъёмка со штативом – 20 фунтов), где по ночам устраивается светозвуковое шоу. Эта часть комплекса занимает площадь в 62 акра: для поверхностного знакомства с храмом потребуется как минимум два часа, а для более внимательного осмотра – три-четыре. Затенённых мест здесь очень мало, так что обязательно наденьте шляпу и возьмите с собой запас воды. Туристические группы обычно наводняют храм в первой половине дня. К вечеру народу становится значительно меньше, так что, если вы хорошо переносите жару, это лучшее время для посещения памятника.

В кафе у Священного озера подают чай и прохладительные напитки, туалеты находятся у зрительских трибун и возле музея. Для посещения музея на открытом воздухе требуется отдельный билет (20 фунтов), который следует купить в билетной кассе за пределами храмовой территории. Из города в Карнак можно попасть двумя путями: по набережной или по Шария эль-Карнак, трасса которой приблизительно совпадает с Аллеей сфинксов, некогда соединявшей Луксорский и Карнакский храмы, мимо ворот Эвергета II и храмовой ограды. В принципе до Карнака можно дойти пешком или доехать на велосипеде, но лучше поберечь силы для осмотра самого памятника. Самый дешёвый способ добраться в Карнак (и уехать обратно) – поехать на местном микроавтобусе (25 пиастров с человека).

Машины, идущие обратно в Луксор, проезжают по ближайшей к реке дороге. Торгуясь с водителем, ориентируйтесь на официальную стоимость поездок в один конец на такси (10 фунтов) или в коляске (10 фунтов). Если речь идёт о поездке туда и обратно, сначала договоритесь о цене, а затем запомните номер машины. Поездки на светомузыкальное шоу обойдутся вам немного дороже. Первая часть поездки – это экскурсия с четырьмя остановками по храму, который с ночной подсветкой выглядит гораздо величественнее. Хотя вторая часть мероприятия, во время которой вы можете полюбоваться руинами со специальных трибун на берегу озера, тянется слишком долго, в целом поездка оставляет незабываемое впечатление. За ночь обычно проводится три-четыре представления, как минимум одно из них – на английском языке. Расписание можно посмотреть в туристическом бюро. Старайтесь попасть на более поздние шоу, поскольку голоса муэдзинов на закате нарушают атмосферу мероприятия.

Храм Амона в Карнаке

Кажется, что величественная череда пилонов, колонных залов, обелисков и колоссов храма Амона торжественно уходит в вечность. Т. Джеймс сравнил Карнакский храм с «археологическим универмагом, где найдётся что-нибудь для любого посетителя». Комплекс несёт на себе отпечаток правлений десятков царей, охватывающих в общей сложности тринадцать столетий древней истории. Руины, занесённые песком ещё в древности, были впоследствии заселены феллахами, жившими здесь до середины XIX века – до начала археологических раскопок.

В те времена слово «развалины» подходило к Карнаку гораздо больше, чем сейчас: среди куч камней валялись колонны и статуи, а в заболоченных местах квакали лягушки. После крупномасштабных восстановительных работ XIX столетия в храме идёт медленная, но систематическая реставрация, эпиграфические и – в некоторых местах – археологические исследования. Разобраться в плане храмового комплекса непросто: чем дальше вы продвигаетесь, тем многочисленнее и беспорядочнее становятся руины построек.

Чтобы упростить ориентирование на местности, будем считать, что Нил течёт строго на север, тогда главная ось комплекса будет направлена с востока на запад, а второстепенная – с севера на юг. Обязательно пройдите вдоль главной оси храма до Праздничного зала, а в другом крыле стоит осмотреть по меньшей мере двор, где был найден тайник со статуями. Если ваш маршрут включает в себя посещение музея под открытым небом или храма Хонсу, стоит сделать небольшую остановку у озера и передохнуть.

По дороге от билетной кассы к священному участку Амона, пересекающей высохший ров, вы пройдёте мимо остатков древнего причала, откуда статуя Амона отправлялась в плавание до Луксора во время празднества Опет. В недолгий период правления XXIX династии справа от пристани построили небольшую часовню, где перед перенесением на настоящий корабль стояла священная ладья Амона. На стенах часовни остались рисунки наёмников. Далее проходит короткая дорога Процессий, по бокам которой стоят сфинксы с головами баранов (священных животных Амона), держащие в передних лапах статуи Рамсеса II. В древности дорога соединялась с главной аллеей, связывавшей два храма.

За дорогой Процессий возвышается гигантский первый пилон, в проёме которого видна уходящая вдаль череда других ворот, настолько огромных, что любой проходящий сквозь них кажется карликом. Постройка 43-метровых башен, сложенных из правильных рядов песчаниковых блоков, часто приписывалась эфиопским царям из XXV династии, но они могли быть возведены и намного позднее, при XXX династии (когда Нектанеб I построил внешнюю ограду храма). Северная башня не закончена, декор отсутствует на обеих, но из-за их 130-метровой ширины этот пилон является самым большим в Египте.

Проходя через пилон, вы можете увидеть нанесённые высоко справа надписи: это топографы Наполеона зафиксировали численность населения Карнака и расстояние отсюда до других храмов Верхнего Египта. Передний двор – ещё одно позднее дополнение, включившее в себя три более древние постройки. В центре стоит единственная колонна с капителью в форме папируса, принадлежавшая колоннаде Тахарки (эфиопского царя XXV династии), называемой также «киоском Тахарки». Считается, что это был открытый павильон, где во время празднования Нового года ставили статую Амона для возрождающего воссоединения с солнцем. Слева находится так называемая «усыпальница Сети», сложенная из серого песчаника и розового гранита: на самом деле сюда ставили священные ладьи Амона, Мут и Хонсу.

Первоначально Амон был одним из божеств гермопольской Великой восьмёрки. Возвышение его культа началось незадолго до наступления эпохи Среднего царства и было связано, по видимому, с поддержкой со стороны местных правителей, обладавших сильной властью в Первый переходный период. После изгнания гиксосов (около 1567 года до нашей эры) правители XVIII династии возвысили Амона до государственного божества и сделали Карнак его главным культовым центром в Египте.

Будучи «Незримым» (рядом с иероглифом, обозначавшим имя бога, египтяне не ставили обычный знак-детерминатив, а оставляли пустое пространство), Амон ассимилировал образы других богов. В результате сложились такие его ипостаси, как Амон-Ра (верховный бог-творец), Амон Мин («бык, удовлетворяющий коров») или Ауф-Ра с головой барана, оживляющий умерших во время плавания по подземному миру и сам возрождающийся как Хепри. Однако чаще всего Амон изображается в виде человека с рогами барана или короне шуги с двумя высокими перьями. Мут, супруга Амона, в додинастический период была местной богиней, а впоследствии стала ассоциироваться с Нехбет, покровительницей Верхнего Египта.

В начале правления XVIII династии она «сочеталась браком» с Амоном, полностью ассимилировала образ его прежней спутницы Амунет и стала Небесной госпожой. Обычно её изображали в сложном головном уборе, объединяющем крылья хищной птицы, урей и корону Двух Земель. Сын Амона и Мут Хоксу – «Странствующий» – путешествовал по ночному небу в облике Луны, изрекал пророчества и помогал Тоту, богу-писцу. Его изображали или с головой сокола, или в виде человека с «локоном юности». Карнак был самым крупным из храмов, посвящённых фиванской триаде богов.

Первая действительно грандиозная постройка на вашем пути – это храм Рамсеса III, в котором тоже останавливалась процессия со священными ладьями фиванской триады. За его пилоном, украшенным с обеих сторон колоссами, расположен праздничный зал с осирическими пилястрами. За ними видны рельефы со сценами ежегодного празднества в честь Амона-Мина. За гипостилем в полумраке скрыты молельни. В посвятительной надписи можно прочесть следующие слова: «Я построил и одел его песчаником, привезя огромные двери из чистейшего золота; я наполнил его сокровищницы дарами, принесёнными моими руками».

Хотя колосс Рамсеса II из розового гранита, стоящий перед вторым пилоном, сразу притягивает к себе внимание, стоит пройти вдоль боковой стены храма и посмотреть на портик, который был сооружён царями XXII династии, происходившими из города Бубастис в Дельте. По дороге вы увидите несколько углублений в стене второго пилона: именно здесь Анри Кревье в 1820 году нашёл множество кусков рельефов и статуи из разрушенного храма Атона (в том числе и колоссы Эхнатона, теперь находящиеся в музеях Каира и Луксора), которые при Хоремхебе использовались как заполняющий материал для строительства пилона.

Пройдя через портик, поверните налево, к рельефу Шешонка, увековечивающему триумфальные победы этого фараона XXII династии. Учёные традиционно отождествляют его с библейским Сусакимом (III Царств), в 925 год до нашей эры разграбившим Иерусалим, и устанавливают таким образом связь между древнеегипетской и ветхозаветной хронологией. Эта точка зрения была оспорена в книге Дэвида Рола A Test of Time. На рельефе фигура Шешонка практически неразличима, зато хорошо сохранилось изображение Амона, наблюдающего за сценой избиения палестинских пленников. Другие рельефы на стене лучше осмотреть после посещения Большого гипостиля.

Чтобы попасть в него, вернитесь во внутренний двор и пройдите через второй пилон – одно из нескольких весьма халтурных сооружений, начатых при Хоремхебе, последнем правителе XVIII династии. На внутренних стенах, сразу за входом, можно увидеть картуши Сети I, закончившего строительство, и двух Рамсесов – I и II, – которые приходились Сети соответственно отцом и сыном.

Большой гипостиль – гордость Карнака – выглядит как лес огромных колонн площадью в 6 квадратных километров. На этом пространстве уместились бы римский собор Святого Петра и лондонский собор Святого Павла вместе взятые. Величие постройки особенно ощутимо ранним утром или поздним вечером, когда диагональные тени усиливают эффект, производимый колоннами. В древние времена зал был перекрыт плитами из песчаника, полумрак помещения прорезали лучи солнца, проходившие сквозь окна над центральным нефом.

Возможно, гипостиль начинался как дорога для процессий, вдоль которой стояли 12 или 14 колонн высотой 23 метра и 15 метров в обхвате (полностью обхватить ствол колонны могут шесть человек, взявшихся за руки). К этим колоннам Сети I и Рамсес II добавили 122 меньших по размерам колонны, расположенных в несколько рядов, а также стены и крышу. Все колонны состоят из полубарабанов, скрепленных строительным раствором.

Колонны центрального прохода имеют капители в форме раскрывшихся цветов папируса, некогда они поддерживали приподнятую секцию перекрытия с верхним рядом окон (каменные решётки некоторых из них сохранились до сих пор). Колонны боковых крыльев имеют капители в форме бутонов папируса. На некоторых притолоках сохранилась краска, которой они были расписаны в древности. Рельефы изображают царя, приносящего жертвы богам фиванской триады, главным образом Амону. Последний часто изображается в состоянии возбуждения. Некоторые египтологи считают, что храмовые жрицы ублажали статую Амона эротическими ласками, а фараон обеспечивал плодородие египетской земли, изливая семя в воды Нила во время праздника Опет.

Культовые сцены похожего содержания украшают заднюю и боковые стены зала, рельефы демонстрируют два разных стиля в камнерезном искусстве. Сети украсил северное крыло гипостиля барельефами, Рамсес II выбрал для южного крыла менее дорогостоящую технику врезанного рельефа. Сравнить памятники двух типов можно на передней стене зала, где изображены практически симметричные сцены процессии с ладьёй Амона. В северном крыле, построенном при Сети, «рассказ» о процессии начинается на северной стене с изображения ладьи Амона, вначале скрытой под покровом, затем – явленной на обозрение. У дверного проёма изображён Тот, записывающий годы правления Сети на листьях священного дерева – персей. Пройдя через проём, вы увидите сцены битв Сети I: стёртые временем детали лучше всего разглядывать ранним утром или поздним вечером. Одни рельефы повествуют о взятии сирийского Кадеша (нижние ярусы) и победе Сети над ливийцами (выше).

В другом месте изображены походы против шасу в северной Палестине и штурм Па-Ханаана, который египтяне «разграбили, совершив бесчисленные злодеяния». Вернувшись в гипостиль, в южном крыле вы найдёте похожие рельефы, выполненные по приказу Рамсеса II. На них сохранились следы первоначальной раскраски. За сценами процессии изображён сам Рамсес, сидящий на троне между богинями Уаджит и Нехбет, в то время как Тот и Хор надевают на него царские короны. На внешней стене размещены батальные сцены с участием фараона, которые начинаются с изображения битвы при Кадеше (около 1300 год до нашей эры). Учёные считают, что сражение закончилось вничью, но сам Рамсес заявлял о полной победе над хеттами. Текст заключённого после битвы мирного договора (самый ранний из известных нам документов такого рода) высечен на внешней стене двора, где был найден тайник со статуями.

Этот памятник известен как «стена Аскалона» по одному из рельефов, обрамляющих текст. Второй, возможно, изображает битву с израильтянами. Д. Рол утверждает, что изображения вражеских колесниц в этой сцене противоречат принятой хронологии, поскольку израильтяне не знали их до времён Соломона, а правление Рамсеса, как принято считать, имело место несколькими столетиями раньше, во времена Моисея. Другие свидетельства «стены Аскалона», рельефы Шешонка и «стела Израиля» легли в основу предположений Д. Рола о том, что библейским Сусакимом был вовсе не Шешонк, а Рамсес II и, следовательно, в соотнесении библейской и древнеегипетской хронологии допущена ошибка на 300 лет из-за переоценки продолжительности Третьего переходного периода (династии ХХI-ХХV).

За Большим гипостилем XIX династии расположен участок храмовой территории, застраивавшийся в правление XVIII династии. Третий пилон, образующий заднюю стену гипостиля, задумывался Аменхотепом III как монументальные ворота храма. Аменхотеп (как и впоследствии, через сорок лет, Хоремхеб) приказал разрушить более ранние постройки, чтобы использовать камень для забутовки пилона. Фрагменты блоков были извлечены из стен археологами, теперь они выставлены в музее под открытым небом. На дальней стене пилона можно увидеть два огромных рельефа с изображением священной ладьи Амона.

На узком пространстве между третьим и четвёртым пилонами некогда стояли четыре обелиска XVIII династии. Каменные основания, сохранившиеся возле третьего пилона, некогда принадлежали двум обелискам Тутмоса III, обломки которых разбросаны вокруг. Один из двух обелисков розового гранита, сооружённых при Тутмосе II, до сих пор стоит на своём месте. Его высота составляет 23 метра, вес предположительно оценивается в 143 тонны. В древности обелиск был украшен навершием из сверкающего электра, его грани покрыты великолепными рельефами, среди которых видны картуши Рамсеса IV и Рамсеса VI, присвоивших себе памятник.

Здесь вам лучше пройти через четвёртый пилон, не сворачивая пока во двор, где был найден тайник со статуями. За пилоном вы увидите множество колонн, которые, возможно, некогда образовывали второй гипостиль. Над ними возвышается высеченный из розового гранита обелиск Хатшепсут, знаменитой женщины-фараона. В ознаменование шестнадцатого года своего правления Хатшепсут приказала вырубить в каменоломнях Асуана два обелиска и установить их в Карнаке.

Работы были завершены за семь месяцев. Высота стоящего до сих пор обелиска – 27 метров, вес – 320 тонн. По всей его высоте высечена посвятительная надпись. Фрагменты второго обелиска, упавшего и разбившегося на части, разбросаны по территории храма. После смерти Хатшепсут к власти пришёл долго остававшийся в тени Тутмос III. Он приказал обить картуши царицы везде, где только можно, и закрыть стенами нижнюю часть обелисков, что и спасло их от дальнейшего разрушения в Амарнскую эпоху.

Верхнюю часть упавшего обелиска Хатшепсут можно увидеть возле святилища Осириса и Священного озера. По пути сюда вы увидите гранитный барельеф пятого пилона с изображением Аменхотепа II, который натягивает тетиву лука, стоя на колеснице. Постройку этого пилона, сложенного из известняка, приписывают Тутмосу I, отцу Хатшепсут. За ним расположен внутренний двор, украшенный колоннадой и осирическими статуями. Он был сооружён при одном из потомков Тутмоса I и, возможно, являлся частью большого внутреннего двора, окружавшего первоначальный храм эпохи Среднего царства.

Шестой пилон сильно разрушен, но стены по обе стороны от входа сохранились. Именно здесь находятся знаменитые «Анналы» Тутмоса III – списки народов, покорённых им: справа – названия нубийских племён, слева – азиатских. За перечнем азиатских народов следует текст, описывающий победу царя при Мегиддо в 1479 году до нашей эры. Тутмос не уничтожал своих врагов, а облагал их данью. Такой подход даёт нам право назвать его первым в мире империалистом.

Территория за шестым пилоном чем дальше, тем больше сбивает посетителя с толку, но кое о чём можно говорить с полной определённостью. В самом начале стоят два квадратных в сечении геральдических столба, на передних гранях которых изображены лотос и папирус, священные растения Двух Земель, а на боковых – Амон, заключающий в объятия Тутмоса III. Слева стоят две колоссальные статуи Амона и Амунет, посвящённые в храм Тутанхамоном (который тоже изображён вместе с богами) после восстановления культа Амона. Здесь же находится статуя Аменхотепа II, сидящего на троне.

Далее расположено гранитное святилище, сооружённое Филиппом Арридеем, сводным братом Александра Македонского, на месте молельни эпохи XVIII династии, предназначенной для священной ладьи Амона (её пьедестал до сих пор находится in situ). Рельефы на внутренних стенах святилища изображают Филиппа, приносящего жертвы Амону в его разнообразных ипостасях, потолок помещения украшен звёздами. Внешние стены оформлены врезанными рельефами со сценами коронации, фигурами Тота, приветствующего правителя, и Амунет, вскармливающего младенца-царя грудью. Некоторые рельефы сохранили яркую раскраску.

Слева от святилища находится стена, на которой вырезан список побед Тутмоса III: этот фараон возвёл её, чтобы скрыть рельефы с изображением Хатшепсут, которые теперь перенесены в другое помещение. После продолжительной реставрации стена Хатшепсут теперь снова открыта. Тутмос заменил фигуры царицы на изображения жертвенных столов или букетов, а вместо её картушей приказал вырезать имена своего отца и деда. За этими памятниками находится центральный двор, расположенный, как принято считать, на месте первоначального храма Амона, построенного при XII династии. Алебастровые плиты его основания до сих пор видны между галькой, покрывающей двор.

Юбилейный храм Тутмоса III в Карнаке

В задней части этого двора высится юбилейный (хебседный) храм Тутмоса III, персональное культовое помещение на задворках святилища Амона. Подобно правителям Древнего царства, фиванские цари периодически обновляли свою мирскую и духовную власть с помощью ритуалов празднества хеб-сед. По обе стороны от входа в храм сохранились рельефы и повреждённые статуи Тутмоса в ритуальном одеянии. Повернув налево, вы попадёте в Праздничный зал с его своеобразными колоннами, похожими на шесты для навесов. Капители колонн окрашены в синий и белый цвета, балки с резными изображениями соколов и сов, знаками анх и другими символами тоже имеют яркую раскраску. В христианскую эпоху зал использовался под церковь, поэтому на некоторых столбах сохранились лики святых.

В небольшом помещении, примыкающем к залу с юго-запада, находится копия «Царского списка (оригинал хранится в Лувре), где изображён Тутмос, приносящий жертвы своим предшественникам-царям. Хатшепсут, как и следовало ожидать, из этого списка исключена. От помещений, находящихся за залом, остались в основном одни развалины. Так называемый ботанический сад представляет собой стены с раскрашенными рельефами, изображающими различные растения и животных, которых Тутмос встречал во время военных походов в Сирию. По другую сторону прохода сохранилось крытое помещение, украшенное изображениями Александра Македонского перед Амоном и другими богами. Святилище Сокара представляет собой миниатюрный храм в честь мемфисского бога мрака, соседствующий со святилищем Солнца (в настоящее время закрытым). Дальше идёт анфилада помещений, посвящённых Тутмосу.

Простые жители Фив, которые не могли войти на священную территорию храма Амона и обратиться к богам фиванской триады, возносили молитвы божествам-посредникам. У этих богов более низкого ранга были свои святилища, известные как молельни «Внемлющего уха» (иногда они действительно украшались изображениями ушей). Эти святилища размещались в стене храмового комплекса и одной стороной выходили во внешний мир. Однако в Карнаке они постепенно становились всё менее доступными, а в конце концов оказались внутри существующей по сей день ограды комплекса. Сразу за хебседным храмом Тутмоса III находится несколько молелен, построенных этим же фараоном. Они сосредоточены вокруг большой алебастровой парной статуи, изображающей царя и Амона.

С обеих сторон от неё находятся постаменты ещё одной пары обелисков Хатшепсут, от которых больше ничего не осталось. Дальше к востоку расположены полуразрушенные залы и колоннады храма «Внемлющего уха», построенного Рамсесом II. За ним находится постамент самого высокого (31 метр) из известных нам обелисков, который при императоре Константине был перевезён в Рим и установлен в Большом цирке. Впоследствии обелиск перевезли на Латеранскую площадь, отсюда его название – Латеранский обелиск. Поскольку египтяне редко воздвигали одиночные обелиски, парой к этому памятнику, по-видимому, должен был служить незаконченный обелиск, который так и остался лежать в каменоломнях Асуана, после того как в камне обнаружилась трещина.

От обелиска Хатшепсут или двора, где был найден тайник со статуями, можно прогуляться к Священному озеру Карнакского храма, которое выглядит не более святым, чем пруд в городском парке. На его дальнем берегу находятся зрительские трибуны, устроенные специально для светомузыкального шоу. Самая главная местная достопримечательность – затенённое (и дорогое) кафе, где можно передохнуть и попытаться представить, как это место выглядело в древние времена.

На восходе солнца жрецы Амона выпускали священных гусей из птичника, на месте которого теперь находится насыпь с южной стороны озера. Здесь, как и в Гермополе, гусь, или Великий Гоготун почитался как птица, снёсшая космическое яйцо на заре творения. Однако в Карнаке гусь был священной птицей Амона, а не Тота. В Поздний период фараон Тахарка соорудил здесь подземное святилище Осириса, символически объединив возрождение Осириса с восходом солнца. Стоящий поблизости гигантский скарабей – воплощение бога Хепри, возрождающегося солнца.

Постройки, расположенные на проходящей с севера на юг оси комплекса, не столь разнообразны, поэтому, если у вас мало времени, нет смысла идти дальше восьмого пилона. Попасть в эту часть храма, начинающуюся со двора, где был найден тайник, можно через ворота Рамсеса IX в южной части двора между третьим и четвёртым пилонами. Тайник со статуями был обнаружен в этом внутреннем дворе храма в начале XX столетия. Почти 17 тысяч бронзовых статуй и вотивных рельефов и 800 каменных скульптур, по-видимому, были спрятаны в ходе одной из «чисток» храмовых кладовых в эллинистические времена.

Великолепные скульптуры разных эпох (от Древнего царства до Позднего периода) хранятся теперь в музеях Каира и Луксора. В северо-западном углу двора находится рельеф со сценами военных подвигов Рамсеса и иероглифическим текстом, известным как поэма Пентаура. В противоположном углу двора находится надпись Мернептаха, состоящая из восьмидесяти строк, и копия стелы Израиля, оригинал которой находится в египетском музее Каира. В перечне покорённых народов встречается единственное древнеегипетское упоминание об Израиле – «Израиль пуст, нет семени его». Дэвид Рол утверждает, что текст стелы был неверно прочитан. По его мнению, надпись перечисляет достижения отца и деда Мернептаха – Рамсеса II и Сети I.

Седьмой пилон представляет собой ещё более наглядное доказательство сложности такой науки, как египтология. Он был сооружён Тутмосом III, однако примерно сто лет спустя правители XIX династии приписали строительство себе и приказали перебить царские картуши на косяках дверных проёмов. Перед пилоном стоят семь статуй фараонов Среднего царства, извлечённых из внутренних частей пилона. Дальше видны нижние части двух колоссов Тутмоса III. Восьмой пилон сейчас закрыт на реставрацию. Вы можете либо обойти его вокруг и издали взглянуть на четыре колосса, либо попробовать подойти поближе, заплатив бакшиш. Лучше всего сохранился колосс Аменхотепа I.

Далее, на противоположном конце безликого внутреннего двора, стоит девятый пилон – один из трёх, построенных Хоремхебом. Его внутренняя кладка состоит из фрагментов храма Атона, который сейчас восстанавливается. К восточной стене последнего внутреннего двора примыкает хебседный храм Аменхотепа II, выполнявший те же функции, что и храм Тутмоса III в главной части храма. Кирпичные дома деревни Карнак видны через проём десятого пилона, от которого некогда начиналась Аллея сфинксов, соединявшая храмы Амона и Мут.

Храмы Хонсу и Опет в Карнаке

В юго-западной части комплекса Амона находятся два храма меньшего размера, связанные с культом этого бога. Храм Хонсу был посвящён сыну Амона и Мут. В основной своей части он был сооружён при Рамсесе III и Рамсесе IV, некоторые дополнения были внесены при последующих царях. Храм хорошо сохранился, однако он довольно грубо отделан и плохо освещён внутри. На многих рельефах изображён Херихор, первый из фиванских верховных жрецов, правивших Верхним Египтом, после того как Рамессиды перенесли столицу в Дельту.

Смена власти отразилась также и на рельефах пилонов, где изображён Пинуджем, другой верховный жрец Амона, подносящий богам дары в облике царя. Рядом находится небольшой храм богини Опет, изображавшейся в облике гиппопотама и предположительно считавшейся матерью Осириса. Храм периодически закрывают, но если вам повезло, обязательно осмотрите рельефы, которые более изящны, чем в храме Хонсу. Они относятся к эллинистическому и римскому времени. Высокие ворота Эвергета I с карнизом, украшенным изображениями солнечного диска, были сооружены в эллинистическую эпоху. В настоящее время они закрыты.

В северной части священного участка Амона находится музей под открытым небом. Чтобы попасть в него, нужно купить отдельный билет (20 фунтов) перед входом в Карнакский комплекс. Главные достопримечательности музея – две ранние часовни для священных ладей, их восстановили из блоков, найденных внутри третьего пилона. К эпохе XII династии относится прекрасная Белая молельня, сплошь покрытая рельефами. Среди многочисленных изображений столба джед, знаков анх и прочих символов есть изображения Сенусерта I и Амона-Мина, которого легко узнать по фаллосу.

Более простая с виду Алебастровая молельня Аменхотепа I украшена вполне невинными сценами: фараон приносит дары Амону и его священной ладье. Во время осмотра вы пройдёте мимо блоков из Красной молельни Хатшепсут, которую археологи не смогли восстановить, поскольку каждая плита представляет собой законченный рельеф, а не часть большой композиции. В восстановлении молельни Тутмоса III египтологи преуспели больше. Обратите внимание также на гранитные статуи Сехмет из небольшого храма Птаха, расположенного у стены Карнакского храма. Сами развалины храма не стоят 300-метрового перехода по пересечённой местности, а лучшие статуи Сехмет перевезены в Луксорский музей.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Мой мир

{title}>LiveJournal


Смотрите также