Художественная декоративная малярная отделка поверхностей


Декоративная отделка

Энциклопедия » Термины

Декоративная (внешняя) отделка – ряд технологических операций, применяемых для формирования окончательного внешнего вида поверхности. Также декоративной отделкой называют и результат данных действий — саму внешнюю поверхность.

Помимо функциональных (защитных) свойств, декоративная отделка, как и следует из названия, выполняет эстетическую функцию, т.е. является украшением поверхности.

В интерьере декоративная отделка присутствует на конструкционных поверхностях и функционально-декоративных элементах, причём на последних она чаще всего имеется изначально (отделка мебели, бытовой техники и аксессуаров), в то время как на конструкционные элементы (пол, потолок, стены) её практически всегда приходится наносить. Создавая дизайн-проект, очень важно обеспечить правильное и сбалансированное сочетание изначальной и наносимой отделки.

Историческое развитие декоративной отделки

Во времена древнего мира внешняя отделка применялась не часто. Натуральные фактуры основных конструкционных материалов — камня, дерева и глины — были достаточно эстетичными и не нуждались в дополнительном декорировании. Если же возникала необходимость создания более аристократичной атмосферы — для строительства применялись более изысканные и дорогие материалы — мрамор, драгоценные металлы и особо ценные редкие породы древесины.

Однако со временем качественные строительные материалы становились все более дорогими, в то время стремление к красоте жилого пространства только возрастало. Декоративная отделка стала эффективным решением, смягчив противоречия между фактической ценой и эстетической ценностью материалов. А с помощью предприимчивых купцов декоративные покрытия и элементы обрели огромную популярность, которая не угасает и по сей день.

Более доступные в ценовом отношении, декоративные материалы изначально имитировали дорогостоящие натуральные фактуры, что придавало роскошь даже самому непритязательному интерьеру. Иногда в качестве декоративной отделки применялись и сами элитные материалы в виде покрытий небольшой толщины, которые монтировались на недорогой конструктив, полностью его скрывая. Так возникли первые декоративные облицовки и покрытия (декоративные штукатурки).

Очень скоро декоративная отделка обрела независимость и перестала быть недорогой альтернативой качественным материалам. Её создание превратилось в искусство, требующее особых знаний и методик. Во многом это произошло благодаря желанию удешевить строительство с помощью простых и легкодоступных конструкционных материалов, не имеющих эстетической ценности — блоков, кирпича, недорогой древесины и т.д. Такие фактуры попросту нельзя было оставлять открытыми из-за низкой устойчивости к внешним воздействиям.

Лишённые внешней изящности и красоты конструкционные материалы стали причиной фундаментального разделения процесса обустройства жилого пространства на две категории — строительные и отделочные работы.

Для декорирования роскошных дворцов правящих династий и домов знатных вельмож стали использоваться легкие и не слишком объемные материалы, удобные для нанесения на конструктивы: легкие штукатурки и краски, дорогие ткани, кожа, меха, а также художественные элементы — фрески, рельефы, резьба, инкрустации и т.д. Постепенно появились имитации подобной отделки, доступные для широкого круга потребителей — обои, декоративные краски и фактуры, которые и образовали класс промышленных декоративных материалов.

Современное применение декоративных материалов

Сегодня — в эпоху функционализма, экологичности и безграничного творчества — внешняя отделка является обязательным элементом создания качественного и функционального интерьера. Её роль уже не ограничивается лишь эстетическим преображением пространства — функциональной составляющей внешней отделки в современной концепции интерьерного дизайна уделяется все более значительная и очевидная роль.

Материалы с правильно подобранными характеристиками не только украсят Ваш дом, но и обеспечат удобную и безопасную эксплуатацию интерьера, при этом значительно продлив срок его службы. Одна из характерных черт современного функционального подхода — использование практичных плиточных облицовок для отделки не только санитарных зон (как это было принято ранее), но также — любой другой части интерьерного пространства.

В современном интерьере всё большее применение находят натуральные экологичные материалы, обладающие не только элегантной фактурой, но и ценными функциональными свойствами: прочный камень и долговечная древесина, повышающие тепло- и шумоизоляцию; текстильные обои на основе льна, обладающие антисептическими свойствами, краски и лаки на основе природных компонентов.

Декоративные фактуры на основе минералов имеют высокую прочность, умеренную влагостойкостью и очень долгий срок службы. Неэкологичный пластик используется акцентировано — в качественно спроектированном интерьере его присутствие минимально.

Внешняя отделка наносится (монтируется) только на тщательно подготовленную поверхность. При этом каждый тип декоративного материала должен использоваться с соответствующей ему базовой отделкой, позволяющей раскрыть свойства покрытия максимально эффективно. Именно поэтому, еще на этапе дизайна и проектирования, очень важно правильно подобрать декоративные материалы и определить методы базовой отделки.

Классификация материалов по качеству

Наиболее удобным принципом классификации материалов, применяемых для декоративной отделки является их разделение по стоимости.

Материалы класса премиум

  • декоративные фактуры с добавлением драгоценных металлов (золота и серебра), частиц натуральных минералов, а также крайне сложные в нанесении фактуры (венецианская штукатурка);
  • экологичные краски и лаки на основе природных компонентов (льняного масла, шеллака);
  • текстильные обои из натуральных материалов (шелка и льна) высокого качества, а также обои линкруста;
  • плитка с улучшенной геометрией и мозаика, изготовленные из натуральных минералов (оникса или мрамора), камня и керамогранита высшей категории;
  • покрытия из массива ценных пород древесины (дуб, красное дерево), экзотических материалов (меха, кожа), дорогостоящих тканей и т.д.

Высококачественные материалы

  • высококачественные экологичные акриловые краски и декоративные фактуры;
  • керамическая плитка и керамогранит с улучшенной геометрией;
  • ламинат и паркетная доска высшего качества;
  • высококачественные флизелиновые обои;
  • натяжные потолки из натуральных тканых материалов.

Материалы эконом-класса

  • алкидные эмали и акриловые краски среднего качества;
  • флизелиновые обои среднего качества, бумажные обои;
  • линолеум, паркетная доска, ламинат среднего качества и ковролин;
  • недорогая керамическая плитка;
  • потолочная плитка из полиуретана и полистирола.

Классификация материалов по типу нанесения

Среди профессионалов очень часто применяется классификация декоративных материалов по типу их нанесения (монтажа).

Покрытия

Материалы наносимые либо монтируемые на базовую поверхность. Покрытия, в свою очередь, можно условно разделить на:

  • акриловые и масляные краски — наиболее простой, доступный и хорошо знакомый практически каждому тип внешнего покрытия. Краски наносят на подготовленную поверхность с помощью кистей и валиков;

  • декоративные фактуры — краски и штукатурки, формирующие на внешней поверхности гладкий либо рельефный декоративный слой с различными аспектами (от матового до выраженного глянцевого), фактура может быть очень грубой (природный камень) либо тонкой и изящной (дерево и мрамор). Цветовые вариации также довольно разнообразны. Для нанесения фактур используют различные инструменты от классических кельм, кистей, валиков и шпателей до специализированных аппликаторов, трафаретов и аэрографов. Применяя декоративные фактуры, имейте виду, что наносить их следует только на тщательно подготовленную поверхность;

  • эластичные покрытия — листовые покрытия, размещаемые как с дополнительной фиксацией, так и без нее (плавающим методом). К ним относятся: обои, фрески, пробка, линолеум, ковролин, а также прочие подобные материалы. Эластичные покрытия укладывают (наклеивают) на штукатурный слой или стяжку среднего качества (допустимы небольшие отклонения геометрии);

  • наливные покрытия для пола — покрытия, формирующие на полу декоративный внешний слой, имеющий глянцевую либо матовую фактуру, а также различную окраску. Все большую популярность обретают так называемые прозрачные наливные полы с 3D-эффектом. Покрытия данного типа наносятся на тщательно выровненную поверхность;

  • жесткие покрытия — покрытия из элементов, изготовленных из древесины, МДФ, ДСП, пластика или металла. Фиксируются с применением механических резьбовых креплений, либо методом клеевой фиксации. К данной категории покрытий относят: штучный паркет, паркетную доску, ламинат, декоративные панели и т.д. Бескаркасный метод монтажа предполагает тщательную подготовку и выравнивание основания.

Плиточные облицовки

Наиболее прочные и долговечные покрытия. Облицовки выполняются методом фиксации плиток на основание с помощью цементных (реже — гипсовых) клеевых смесей. Облицовочные плитки могут изготавливаться с применением различных материалов: камня, кафеля, минералов, керамогранита, стекла, древесины, пластика и даже металла. При устройстве облицовок допускаются незначительные дефекты поверхностного слоя в виде мелких выбоин и раковин (но не выпуклых дефектов). Облицовки отличаются от прочих типов отделки высокой прочностью облицовочного и клеевого слоя, а также монолитностью конструкции.

Сборные конструкции

Устройство каркасных конструкций является эффективным методом отделки потолков. В помещениях коммерческого назначения часто применяется отделка панелями, изготовленными из пластика или МДФ, панели фиксируются на заранее возведенном каркасе с помощью механических резьбовых креплений, либо устанавливаются непосредственно в ячейки обрешетки (системы сборных потолков). Для применения данного типа отделки, необходима достаточная высота потолков. Для внешней отделки стен каркасный метод не слишком эффективен и чаще всего используется из-за быстроты монтажа и низкой стоимости выполнения работ.

Кессонные потолки

Для выполнения более изысканной и аристократичной отделки потолков часто применяются кессонные конструкции. Кессоны — декоративные ячейки из дерева или полиуретана, монтируются непосредственно на поверхность потолка. В основания кессонов могут устанавливаться стекла или зеркала. Как правило, подобная отделка применяется совместно с классической осветительной схемой, предполагающей централизованное освещение. При использовании кессонов следует учитывать общую высоту помещения.

Натяжные потолки

Применение наняжного потолка — один из наиболее быстрых способ выполнения декоративной отделки. Полимерный или натуральный тканый материал фиксируется на багетных направляющих и натягивается, благодаря своим упругим свойствам. Натяжные конструкции позволяют выполнять художественное и 3D оформление потолков. Полимерные ПВХ пленки довольно неэкологичны, но наиболее доступны и просты в монтаже; натуральный материал требует профессионального подхода и относится к отделке класса премиум, имея соответствующую стоимость. Современные методы монтажа позволяют создавать многоуровневые натяжные потолки практически любой конфигурации. Размещение осветительных коммуникаций достаточно вариативно. Широко применяются споты и подвесные светильники. При использовании натяжных конструкций, качество исходной поверхности может быть любым, однако применение очистки и грунтования поверхности более предпочтительно.

Внешние элементы

Внешние отделочные элементы являются неотъемлемой частью интерьерной отделки. К ним традиционно относятся:

  1. функционально-декоративные элементы: лестницы и перила, дверные и оконные блоки, подоконники, ставни, раздвижные перегородки, подиумы, ниши, столешницы и т.д. Эти элементы применяются практически в любом интерьере и могут иметь дополнительную отделку (облицовка, окрашивание, нанесение фактур и т.д.);
  2. декоративные элементы: арки, колонны, лепнина, художественные панно, аппликации и прочие отделочные декоры. Подобные украшения, как правило, применяются только при выполнении художественной отделки изысканных интерьеров.

Декоративные отделочные операции

Для выполнения декоративной отделки некоторых типов материалов применяются специальные декорирующие операции:

Полирование и глянцевание

Придаёт поверхности материала блеск. Применяется для изделий, изготовленных из минералов, дерева, пластика и металла;

Шлифование

Используется для формирования гладкой матовой поверхности (как окончательная отделка), а также для подготовки материала к полированию. Шлифованию в зависимости от технологической задачи может подвергаться практически любой материал.

Инструментальная обработка

Для получения оригинальных визуальных эффектов применяются инструментальные методики декоративной финишной обработки, к примеру — браширование или сушка поверхностного слоя отделочного материала строительным феном (создание кракелюр).

Художественное декорирование

Наиболее трудоёмкий и изысканный вид отделки, требующий сложных навыков. К методам художественного декорирования относятся:

  • резьба;
  • инкрустация;
  • роспись;
  • рельефная скульптура;
  • аппликация и декупаж.

Нанесение декоративной отделки

Нанесение (монтаж) декоративной отделки выполняется по завершении всех базовых и финишных отделочных операций. Поскольку именно внешняя часть отделки является «лицом» будущего интерьера – её создание является довольно ответственным процессом.

На данном этапе функциональность материалов находится в тесной взаимосвязи с их эстетическими качествами, и поиск оптимального сочетания данных компонентов является одной из определяющих задач интерьерного дизайна.

interyerum.ru

Декоративная отделка поверхностей - Декоративные малярные отделки

Флейцевание — это сглаживание штрихов и следов кисти или наложенных слоев краски сухой кистью — флейцем.

Торцевание — получение шероховатой, лишенной блеска поверхности. Операцию выполняют сухой щеткой-торцовкой легкими ударами перпендикулярно поверхности. Для масляных составов волос щетки должен быть короткий и жесткий, для клеевой — длинный и мягкий.

При торцевании нельзя делать пропусков и ударять повторно по одному и тому же месту.

Туповка — нанесение на окрашенную в один тон и высохшую поверхность различных по величине и форме пятен с помощью резиновой губки, смоченной в окрашивающем составе другого цветового тона. Маляр имеет набор губок, закрепленных в обойме. Губку насыщают краской, слегка отжимают и прикладывают к поверхности с легким нажимом.

Накатка — нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков другого цвета с помощью накатного устройства с набором валиков из резины или пластмассы. Резервуар устройства заполняют краской и, прижав валик к отделываемой поверхности, перемещают сверху вниз. Во время накатки необходимо следить, чтобы рисунок совпадал с рисунком предыдущей полосы.

Отделка по трафарету — нанесение на окрашенную и высохшую поверхность различных рисунков или орнаментов другого цвета или многоцветных композиций. Применяют следующие трафареты: простые прямые — для набивки рисунка бордюров и фризов в одну краску и для нанесения филенок;, обратные — для набивки рисунков бордюров и фризов в одну краску; сплошные — для отделки зеркал (расчлененных архитектурных поверхностей) при сплошном заполнении их рисунком; трафареты для припороха — шаблоны, на которых рисунок нанесен острой иглой.

Трафарет прикладывают к поверхности и марлевым тампоном, в который помещают порошок угля, слегка ударяют по проколам. По образовавшемуся контуру воспроизводят рисунок кистью от руки.

Трафареты изготовляют из плотной проваренной в олифе бумаги и картона по эскизам, которые выполняет художник. Во время работы трафарет надо плотно прижимать к окрашиваемой поверхности по предварительно отбитым мелом линиям.

Краску наносят кистью или пневмораспылением. После снятия трафарета его каждый раз необходимо вытирать ветошью, чтобы не испортить поверхность при повторном накладывании на стену.

Окрашивание панелей и гобеленов — нанесение на нижнюю часть стены и перегородки, равную по высоте 1,6-1,8 поверхности, краски другого цвета или состава. Эта часть называется панелью, а верхняя — гобеленом. Верх линии панели намечают параллельно плоскости пола, линии намечают отбивкой шнуром или специальным приспособлением.

Вытягивание филенок — нанесение одной или нескольких узких полосок, отличных по цвету от панели и гобелена, для объединения цветовых тонов разных участков в одно гармоничное целое.

Нанесение филенки состоит из отбивки (или прорисовки) линии, вытягивания филенки обычной или щелевой линейкой.

Примеры красочных составов для филенок (кг): масляный: скипидар — 0,2, олифа натуральная или лак НЦ — 0,15, сиккатив —0,025; бронзовый: лак НЦ — 2, порошок бронзы — 0,2;

серебряный: лак НЦ — 2, алюминиевый порошок — 0,1.

Разделка под дерево и камень — это нанесение по окрашенной и высушенной поверхности рисунка, имитирующего строение волокон дерева (дуба, ореха, березы и др.) или камня (мрамора, гранита, известняка). Эти операции выполняют с помощью резиновых или пластмассовых гребенок по заданному рисунку в несколько цветовых тонов с последующей подправкой и доводкой тампонами и кистями. Подобные операции требуют большого навыка и специальной подготовки.

Придание стеклу матовой фактуры или декоративного матового фона. Для выполнения этой операции применяют три способа: — цинковыми белилами, которые наносят на поверхность стекла с последующей обработкой щеткой-туповкой, либо резиновыми торцовками, либо сухим марлевым тампоном по невысохшей краске; — шлифовальными машинками, шкуркой или мокрым песком;

— пескоструйным аппаратом.

Бронзирование, серебрение — придание поверхности золотистого или серебристого тона. Кистями или аэрографическим методом наносят составы с бронзовым или алюминиевым порошком. Составы аналогичны указанным для филенок. Наиболее часто эти способы применяют при набивке многоцветных трафаретов или при накатке.

Ваш отзыв

http://stroy-server.ru

legkoe-delo.ru

Разработка открытого урока на тему "Художественная и декоративная малярная отделка поверхностей" (ПМ 05 Выполнение малярных работ)

Здравствуйте ребята.

Начнем наш урок. К нам в училище пришло письмо из детского сада, с просьбой силами 3 курса выполнить малярные работы в помещениях детского сада. На сегодняшний момент выполнено выравнивание стен ГКЛ, произведена предварительная подготовка стен под покраску - грунтовано, прошпатлевано. Руководство д.сада просит нас не только окрасить стены, но и как-то разнообразить интерьер помещений. Причем здание сада не типовое, имеются комнаты узкие с высокими потолками и просторные помещения с низкими потолками.

Ну что ребята поможем детскому саду?

Какие у вас есть идеи по этому поводу?

- давайте окрасим стены в яркие цвета

- можно окрасить стены в одной комнате в разные цвета или в один цвет, но использовать его разные тона

- если имеются помещения нестандартного размера, можно корректировать объем с помощью полос

- можно нарисовать рисунок во всю стену

- можно использовать фотообои

- на стенах выполнить филенки в виде повторяющегося рисунка нанесенного по трафарету

- а можно вытянуть филенки в виде полосок разного цвета

- если есть пилястры или колонны, для них можно применить фактурную малярную отделку

- может оклеить стены веселыми обоями

- можно нанести рисунок на поверхность методом аэрографии с использованием краскораспылителя

- а может нанести несколько цветов краски набрызгом

- а я предлагаю отдать краску детям, и пусть они разрисуют стены сами

Спасибо ребята за ваши предложения, но давайте выберем самые рациональные из них и рассмотрим технологию каждого вида художественной и декоративной малярной отделки поверхности.

Прежде, чем выбрать тот или иной вариант, необходимо знать какие требования предъявляют к отделке помещений ДОУ (детских образовательных учреждений).

Надя Кудралеева поработала над этим вопросом.

Исходя из этих требований, мы исключаем отделку стен обоями, т.к. они пожароопасные.

Обратили внимание, что рекомендуемые цвета не яркие, а разбеленные.

Какой вид краски рекомендуется к применению? Правильно водоэмульсионная.

Итак, для выполнения отделки помещений ДОУ будем использовать водоэмульсионные составы различной цветовой гаммы разбеленных тонов. При отделке интерьера будем использовать различные приемы художественной и декоративной малярной отделки поверхности.

В процессе работы мы с вами должны заполнить опорные конспекты.

Я прошу вас обратить внимание на раздаточные материалы.

Что необходимо чтобы качественно выполнить окраску поверхности? (качественные материалы, инструменты, приспособления и инвентарь, соблюдать технологию)

Какие инструменты нам понадобятся, расскажет Иван Петров.

Для подготовки стен под окраску необходимо идеально выровнять поверхность. Это достигается путем шпатлевания. Для этого нам понадобятся следующие инструменты:

Для окрашивания стен необходимы:

Конечно нельзя обойтись без инвентаря: ведра, емкости, ванночки, ветошь, укрывной материал.

Работы на высоте выполняют с подмостей.

Иметь хороший инструмент – это четверть дела. Одна из главных составных успеха – выполнение работ согласно технологии.

О технологии окрашивания ГКЛ водоэмульсионными составами нам расскажет Олег Сазонов.

Спасибо Олег, итак ребята перечислите основные операции при окраске водоэмульсионными составами

Инструкция по покраске

  1.   сначала готовим рабочую поверхность и само помещение – нужно закрыть окна и двери, чтобы исключить возникновение сквозняка, а также отключить приборы отопления и кондиционеры.

  2.  Стены требуется прогрунтовать и оставить до полного высыхания, а позже убрать строительную пыль и грязь со всех рабочих поверхностей.

  3.  Далее разводим краску в строгом соответствии с инструкцией на упаковке,

  4.  Красить гипсокартон нужно вертикальными полосами по 50-100см – в этом случае стыки слоев краски становятся малозаметными. Новую полосу следует наносить с нахлестом на предыдущую примерно в 10-15см.

  5.  Второй слой начинаем красить только после высыхания первого, нанося при этом краску так, чтобы стыки слоев не совпадали и в противоположном направлении – так вы легко добьетесь идеально ровной и однородной поверхности.

  6. уголки можно успешно покрасить кистью

Теперь запишите в своих план-конспектах.

Женя уже работал с водоэмульсионными составами и знает особенности их нанесения на ГКЛ. Он выступит в качестве эксперта.

Технология нанесения составлена верно. Но по опыту знаю что часто возникают дефекты окраски. Остановлюсь на них.(слайд) .

Данную табличку я хочу раздать каждому, чтобы вы знали, как поступать в том или ином случае

Итак, стены мы покрасили и теперь нам нужно их украсить. Но прежде вернемся к письму. Помещения нестандартного размера. Есть узкие с высокими потолками и просторные помещения с низкими потолками. Для гармоничного восприятия объем необходимо скорректировать. Об этом расскажет нам Ильшат.

Ребята вы не зря предлагали украсить стены полосками –филенками. Это один из самых распространенных и простых способов декоративной малярной отделки. Полоски можно вытягивать разными способами. Один из них нам продемонстрируют Люба и Максим.

В качестве филенки можно использовать орнаменты, повторяющийся рисунок и др. Техника исполнения - набивка рисунка по трафарету. При этом используются различные трафареты - прямые и обратные. Способ довольно простой, но требует аккуратности при выполнении. Кроме трафарета повторяющийся рисунок можно нанести узорным валиком.

Еще с одним видом декоративной малярной отделки нас познакомит Гуляев Сергей.

Сережа, какие поверхности ты рекомендовал бы отделать по данной технологии? (я думаю, что поверхностей больших размеров технология фактурной отделки окрасочного слоя не подойдет. Лучше ее использовать как акцент на небольших поверхностях. Например: отделка пилястр, колонн, обналички двери).

Саша Володин продолжит тему фактурной отделки. Он приготовил нам маленькую презентацию о технологии создания рельефной поверхности при помощи торцовки и губки.

Еще один из способов декоративной отделки - набрызг с кисти.

Конечно на этом способы декорирования не исчерпаны. Девочки Люда и Ксения подумали не только о стенах, но и о мебели и предметах интерьера.

Люда предложит нам один из способов декорирования детской мебели. Эти приемы можно использовать также и для отделки стен. Прием называется -аэрография по трафарету и плюс ручная роспись.

Ксения нам покажет туже технологию, но применимо для металлических предметов.

Итак ребята подведем итог. Мы с вами подобрали различные виды художественной и декоративной малярной отделки поверхностей. Давайте еще раз повторим их:

- окраска поверхностей полосами с целью корректировки объема помещения

- вытягивание филенок

- набивка рисунка по трафарету

- фактурная отделка окрасочного слоя с помощью пленки

- фактурная отделка окрасочного слоя с помощью торцовки и губки

- набрызг с кисти

- аэрография по трафарету

- ручная роспись.

Обратите внимание, что в нашей схеме остались не заполнены две графы. Это будет вашим домашним заданием найдите еще два вида отделки и впишите их. Вы можете воспользоваться учебником или одним из интернет-ресурсов на экране.

Ребята, скажите все ли способы отделки вам были известны?

О каких способах вы услышали впервые?

Можно сказать, что урок прошел не зря?

Спасибо всем выступающим. За работу дополнительно хочу отметить ……., …….., ………….,оценки.

Я думаю что из вас получиться хорошая сплоченная бригада.

Приложение 1

Опорный конспект

infourok.ru

6. Простейшие малярные отделки

6. Простейшие малярные отделки

Окраска панелей. Нижнюю часть поверхностей стен — панель — окрашивают масляными, эмалевыми или эмульсионными составами, так как она быстрее пачкается и требует влажной уборки, особенно в коридорах, лестничных клетках и в помещениях, где бывает много людей. Высота панели обычно равна росту среднего человека (1,6–1,8 м).

Окраска декоративных панелей может быть выполнена клеевым колером. Клеевым колером окрашивают также часть стены, расположенную над панелью, — гобелен.

Если между панелью и потолком остается узкая полоса — фриз — ее окрашивают составом другого цвета или под цвет панели. Следует помнить, что различные размеры фриза могут зрительно уменьшать или увеличивать высоту помещения.

Границу панелей обычно размечают намеленным шнуром. Если мел применять нельзя, шнур натирают охрой или древесным углем. Охра и уголь дают четкую линию разметки; их цвет, примешиваясь к цвету красочного состава, не изменяет его. Границу панелей на поверхностях, предназначенных под окраску светлыми колерами, размечают шнуром, натертым пеплом сожженной бумаги. При разметках панелей придерживаются следующего правила: невысокую панель (до 1,5 м) размечают от уровня пола; высокую, особенно когда верхняя, остающаяся часть является фризом, — от уровня потолка; при наличии карниза — от его нижней кромки.

При разметке высоких панелей от пола граница панелей часто получается непараллельной кромке карниза из-за непараллельности уровней пола и потолка, при этом разметка кажется неряшливой. При разметке панелей на лестничных клетках необходимо следить за тем, чтобы уровень панелей был параллелен уровню пола (или потолка), площадок и маршей и имел везде одну и ту же высоту. Филенка — это декоративный элемент (линия) оформления, используемый (при правильно подобранном цвете) для объединения в одно целое различных цветовых тонов панелей, гобеленов и фризов и для оживления поверхностей стен различных комнат, окрашенных в один цвет. Цвет филенки должен соответствовать цветовым тонам обеих пограничных плоскостей или дополнительному цвету одного из колеров.

Филенки вытягивают по границе панели или фриза гобелена, а также по краям зеркала и т. п. Если панели окрашены масляной краской, а гобелены — клеевой, филенки вытягиваются для того, чтобы прикрывать следы масляных расплывов на клеевой окраске гобелена или фриза. Филенки насыщенного хроматического цвета вытягивают узкие (6–8 мм), а малонасыщенные или ахроматического тона — широкие. Перед вытягиванием филенок их место размечают на поверхности шнуром, натертым пеплом сожженной бумаги. Если при разметке панелей допущены неточности, они еще ярче будут подчеркиваться четкой линией филенки.

Вытягивают филенки различными способами: по линейке круглыми щетинными филенчатыми кистями, с помощью трафарета, а также специальных приборов.

При вытягивании филенок кистями необходимо иметь: линейку длиной около 1 м с фасками на обеих сторонах, шнур, мешочек с пеплом от сожженной бумаги, металлическую банку объемом 200–300 см3 со шнурком для подвески (обычно банку маляр подвешивает на шее). Грани линейки перед работой натирают хозяйственным мылом. Филенчатую кисть подвязывают в зависимости от обрабатываемой поверхности: для гладкой поверхности волос оставляют более длинный, для шероховатой — короткий.

При вытягивании филенок один конец линейки прикладывают к стене, а другой держат левой рукой (рис. 171, а).

Кисть держат за конец деревянной ручки и под углом 45° к стене, передвигают слева направо вдоль линейки, так чтобы металлическая оправа кисти все время скользила по ней.

При вытягивании двойных филенок ниже первой филенки отбивают вторую линию и теми же приемами вытягивают вторую, обычно более тонкую филенку (рис. 171, б). Вытягивание вертикальных филенок показано на рис. 171, в.

Для того чтобы филенки были одинаковой ширины, филенчатой кистью вытягивают пробные участки, используя для этого различные стороны кисти и определяя, какая из них дает наиболее ровную линию. После этого делают соот ветствующую насечку на конце ручки. При последующей работе используют только эту сторону кисти. Красочный состав при вытягивании филенок должен свободно стекать с кисти. Для этого готовят пигментную густую пасту необходимого цвета, замешивая сухие пигменты на чистой воде. Пасту заклеивают раствором мездрового или костного клея в соотношении 1:8 (плиточный клей: вода).

Вязкость состава должна быть такой, чтобы он свободно стекал с кисти. Составы с избыточным количеством клея растекаются на поверхности, а с недостаточным — не дают розлива. Поэтому при заклеивании в состав сначала вводят небольшое количество клея, постепенно увеличивая его и определяя необходимое количество по розливу состава по поверхности.

Розлив заклеенного состава можно улучшить, добавляя в него хлебный квас или пиво; при этом изменяется поверхностное натяжение состава и он равномерно растекается на поверхностях, особенно масляных. По поверхностям, окрашенным масляными составами, филенку вытягивают масляным колером, иногда включая в его состав металлические порошки.

Отделка поверхностей валиком. Плоские рисунки по окрашенной поверхности накатывают валиками довольно часто. Иногда накатку рисунков валиками называют отделкой «под ситец». Преимущества этого метода отделки заключаются в разнообразии рисунков накатки, простоте выполнения, возможности исключить дорогостоящие и трудоемкие операции шпаклевания и шлифования. Узоры, наносимые валиками, разнообразны: линейные, геометрические, неопределенные или структурные, стилизованные или натуралистические мотивы растительного мира и т. п.

Узорные валики изготовляют обычно из мягкой резины; иногда валики обтягивают мягкой кожей или листовой резиной. Большую часть валиков изготовляют, наклеивая на жесткий резиновый цилиндр рисунок из микропористой резины или губки. Ширина валиков 3-20 см в зависимости от назначения: широкими валиками отделывают большие поверхности, малыми с тем же рисунком — места в углах комнаты, у дверных и оконных проемов, встроенной мебели и т. п.

Отделку поверхностей по трафаретам выполняют в декоративных целях. Трафареты изготовляют из плотной бумаги, картона, фанеры, целлулоида и других листовых материалов. Рисунок на трафарет переносят с помощью копировальной бумаги, пантографа, эпидиаскопа и т. д. Чтобы трафарет не размокал, его покрывают лаком или олифой. После высыхания на трафарете прорезают контуры рисунка. Трафареты, используемые в малярных работах, разделяются на одноцветные и многоцветные (для каждого цвета делают отдельный трафарет).

В зависимости от способа изображения рисунка трафареты бывают прямые и обратные. С помощью прямого трафарета (рис. 172, 173) получают рисунок, отличающийся от цвета фона. Обратные трафареты отличаются от прямых тем, что рисунок образуется за счет цвета фона. Набивку рисунка по трафарету производят кистью-ручником с жестким коротким волосом. При отделке набрызгом на поверхность наносят отличающийся по цвету окрасочный состав в виде мелких брызг. Набрызг выполняют кистью, щеткой, специальной машинкой для набрызга, краскопультом. Набрызг можно делать водными и неводными составами.

Туповка заключается в том, что на однотонную окрашенную поверхность наносят губкой, смоченной окрасочными составами другого цвета, пятна разной величины и формы. Отделка торцеванием заключается в сплошной обработке свежеокрашенной поверхности перпендикулярными поверхностями ударами щетки-торцовки. Окрасочный состав должен быть при этом несколько гуще, чем обычно. При этом получают шероховатую, лишенную блеска поверхность. При фактурной окраске жидкую шпаклевку наносят на поверхность и обрабатывают различными инструментами и приспособлениями для придания той или иной фактуры (борозды, штрихи, тисненные обои, тесаный камень, тростник и т. д.). После высыхания отделанную поверхность окрашивают. Если же приготовить шпаклевку с добавлением пигментов, то окрашивать не надо. Одним из видов рельефной отделки поверхностей является песчаная присыпка. При этой отделке поверхность подготавливается под высококачественную масляную окраску. Присыпку песчаного слоя делают на свежеокрашенный слой масляной краски, обработанный торцовкой. Песок наносят из пескоструйного аппарата низкого давления. Фактурная отделка декоративной крошкой применяется для отделки фасадов и интерьеров и заключается в механизированном нанесении искусственных и природных цветных крошек на поверхности, предварительно покрытые клеящими составами, после чего на отвердевшее декоративное покрытие наносят бесцветный прозрачный лак. Перед фактурной отделкой поверхность очищают и огрунтовывают поливинилацетатной краской. На высохший слой грунта меховым валиком наносят клеящий состав (поливинилацетатная краска) с добавлением маршалита и белого портландцемента состава 2:1:1. Декоративную крошку набрасывают на непросохший клеящий состав пневматическим крошкометом.

Следующая глава

info.wikireading.ru


Смотрите также