Что такое колонна в древнем египте


Глава 12 Колонны

Египетские колонны можно разделить на два типа, которые были известны с незапамятных времен. Первый тип копирует в камне стебли тростника, связанные в пучок и обмазанные глиной, а также стволы пальм и т. д., а второй представляет собой квадратные в сечении колонны с их более поздними модификациями. Квадратные колонны, вероятно, ведут свое происхождение – если для такой простой формы вообще нужно выяснять, откуда она взялась, – от подпорок в каменоломнях и скальных гробницах, которые оставляли для того, чтобы крыша не обрушилась.

Одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулись египетские строители, была проблема перекрытия помещений большого объема. В примитивных хижинах, которые явились прототипом многих архитектурных форм, несколько шестов легко выдерживали большую крышу из тростника или пальмовых листьев, но для того, чтобы перекрыть пространство каменными плитами, надо было установить много подпорок. Поэтому мы не ошибемся, если назовем Большой гипостильный зал в Карнаке Колонным залом.

Во времена IV династии самое большое пространство, которое можно было перекрыть известняковыми плитами, составляло чуть больше 2,74 м. Более широкие пролеты перекрывались либо гранитными плитами, либо в виде ложного свода, либо в виде остроконечной крыши (рис. 115 и 116). Когда в широкое использование вошел песчаник из каменоломен Силсилы, обнаружилось, что из этого камня можно изготовлять гораздо более длинные архитравы. Египтяне, без сомнения, стремились сократить количество колонн в помещениях, насколько это было возможно, и в центральном нефе гипостильного зала в Карнаке мы видим уже песчаниковые плиты, перекрывающие пролет в 9 м. Песчаник, конечно, прекрасный камень для строительства, но он не может долго выдерживать, помимо своего собственного веса, еще и тяжесть крыши, поэтому нет никаких сомнений в том, что архитравы и плиты крыши в Карнаке растрескались уже через триста лет после сооружения этого зала.

Рис. 70. Квадратная в сечении колонна

Квадратные колонны были известны со времен IV династии до конца Нового царства. В это время их изготовляли не только монолитными, но и составными. В эпоху Среднего и в начале Нового царства они иногда превращались в многоугольные, которые были просты в сооружении и красивы с виду. Сначала, вероятно, стали обтесывать углы у квадратных колонн (рис. 70), в результате чего возникли восьмигранные колонны (рис. 71).

Рис. 71. Восьмигранная колонна. XI династия, Дейр-эль-Бахри

Мы находим их в храме XI династии в Дейр-эль-Бахри и в других местах. Дальнейшее обтесывание углов привело к появлению колонн с шестнадцатью гранями (рис. 72), которые встречаются во многих гробницах и храмах Среднего и Нового царств.

Рис. 72. Колонна с шестнадцатью гранями, XII–XVIII династии

Шампольон, на которого огромное впечатление произвели многогранные колонны, зная, что греческие дорические колонны (рис. 73) имеют каннелюры, окрестил египетские многогранные колонны «протодорическими», однако египетские колонны не всегда имеют каннелюры – чаще всего грани у них плоские.

Рис. 73. Греческая дорическая колонна

Название «протодорические» не соответствует истине, поскольку греческие колонны сужаются кверху и увенчиваются большой нависающей капителью, которая высекается из отдельного блока. В египетских же колоннах абака не очень сильно выступает за их пределы, а четыре главные грани колонны располагаются почти на одной плоскости с краями блока, лежащего поверх нее[35].

Рис. 74. Поперечный разрез участка многогранной колонны, на которой видны выступы между ее гранями

Иногда на многогранных колоннах между соседними гранями оставляли небольшие выступы (рис. 74). В храме Хонсу в Карнаке один из авторов этой книги несколько лет назад обнаружил на гранях следы штукатурки, которая не заполняла пространство между соседними выступами, а лежала плоско на поверхности камня. Однако такие выступы, хотя и встречающиеся в других храмах, все-таки явление довольно редкое.

Один из наиболее удачных примеров украшения многогранной колонны мы находим в маленьком храме Аменхотепа III в Эль-Кабе (фото 5). Его крыша опирается на четыре шестнадцатигранные колонны, две грани которых, обращенные в сторону центрального нефа, образуют вертикальную каменную полосу. В верхней части этой полосы мы видим изображение богини Хатхор с обычной маленькой молельней над ней.

Многогранные колонны просуществовали недолго, если сравнить с теми, которые были созданы на основе растительных мотивов. По-видимому, они не удовлетворяли вкусам Рамсеса II и его последователей. Во всяком случае, после его правления они больше не встречаются.

Рис. 75. Колонна с каннелюрами, установленная в высеченном в скале храме Аменхотепа III в Бейт-эль-Вали в Нубии

Колонна с каннелюрами – не такая уж большая редкость в Египте. Принцип создания каннелюр был известен и широко использовался уже во времена фараона III династии Джосера (фото 1 и 2), хотя в сооружениях его эпохи не было найдено ни одной отдельно стоящей колонны с каннелюрами. В эпоху Древнего царства после Джосера они, насколько нам известно, не встречаются, но появляются вновь в Среднем царстве в Хаваре и Кахуне, а также в некоторых скальных гробницах Бени-Хасана. Единственным храмом Нового царства в Египте, где, по нашим сведениям, была найдена колонна с каннелюрами, является храм богини Мут в Карнаке. Здесь, среди руин, были обнаружены база и верхний барабан, располагавшийся сразу же под капителью, колонны с настоящими каннелюрами. Вдоль всего столба колонны сверху вниз тянутся четыре полосы, между каждой парой которых располагаются семь слегка углубленных каннелюр. Диаметр колонны – около 96,5 см. В нубийском храме в Седеинге высится колонна с тридцатью каннелюрами и двумя вертикальными полосами, на которых написаны посвящения Аменхотепу III.

Рис. 76. Поперечный разрез стебля папируса

Другая находится в Бейт-эль-Вали, но, в отличие от колонны в храме Аменхотепа III, она высечена в скале (рис. 75) и имеет свою особенность – в ее верхней части проходит узкая лента, от которой и начинаются каннелюры. По четырем поверхностям этой колонны протягиваются плоские вертикальные полосы без каннелюр. В районе абаки эти полосы сходят на нет. Колонна сужается кверху, но не имеет энтазиса, или выпуклости.

Колонны, имитирующие растения, появились в очень древние времена. Их создавали в основном по образцу папируса, лотоса, лилии и пальмы.

Один из самых красивых типов колонн, созданных по образцу папируса, напоминает связку стеблей этого растения с раскрытыми цветками. Ствол такой колонны круглый в сечении и слегка сужается книзу, там, где находится плоская круглая база. На нижней части колонны вырезаны большие листья, обращенные своими острыми верхушками кверху и раскрашенные. Кверху ствол колонны сужается и завершается широкой капителью. Сразу же под ней высечено несколько горизонтальных линий – они напоминают нам о веревках, которыми связывали стебли. Таким образом, прототипом колонны стала связка стеблей папируса, но есть свидетельства и того, что она должна была имитировать одиночное растение. Например, на некоторых колоннах мы видим три вертикальных выступа (рис. 76), благодаря которым эти колонны напоминают стебель папируса. Странное поперечное сечение пилястра Джосера (фото 6), который увенчан капителью, очень похожей на верхушку папируса, тоже, вероятно, напоминает стебель этого растения. Однако такой тип колонн не был известен в Древнем и Среднем царстве, а в Новом царстве появился только в эпоху XIX династии. Из них составлены два средних ряда колонн в больших залах того времени.

Рис. 77. Капитель колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке. Мы видим пометки, сделанные рабочими для обозначения тех мест, куда надо устанавливать абаку и архитрав. Диаметр верхней части капители составляет около 6 м

Одним из наиболее впечатляющих примеров является Большая колоннада Луксорского храма, законченная фараоном Тутанхамоном (фото 39). Она немного меньше, чем центральный неф Большого гипостильного зала в Карнаке, и не имеет боковых рядов колонн меньшей высоты, но, вне всякого сомнения, гораздо красивее. Капители колонн великолепно очерчены и выступают далеко за пределы своих стволов. Десять колонн, стоящих по краям центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке, имеют капители диаметром 5,49 м и состоят из нескольких крупных блоков (рис. 77). Половина верхней части капители высечена из одного блока, размеры которого, по самым грубым подсчетам, должны были составлять около 6 м в длину, 3 м в ширину и 0,75 м в высоту. Капитель такая большая, что строители посчитали нужным выложить ее из трех мощных слоев кладки. То, что египтяне придавали капители нужную форму уже после укладки блоков, подтверждается тем, что нижний горизонтальный шов проходит не там, где начинается собственно капитель, а чуть ниже (рис. 78). Для того чтобы высечь капитель такого размера, нужно было удалить большое количество камня.

Рис. 78. Часть плана и продольного разреза капители папирусовидной колонны времен фараона Тахарки. Мы видим, что она сложена из небольших блоков (изображение этой колонны можно увидеть на фото 18)

Колонны гипостильного зала в Карнаке и Луксорского храма являются примерами очень прочных сооружений, предназначенных для поддержания огромного веса. А вот красивая колонна фараона Тахарки, единственная из десяти уцелевших, которая высится перед Вторым пилоном в Карнаке (фото 18), заслуживает особого внимания. Эти десять колонн в форме папируса имели такую же высоту, что и колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке, но никогда не предназначались для поддержания гигантского веса, ибо они сложены из относительно некрупных блоков (рис. 78). Каждый барабан этой колонны не только состоял из большего числа блоков, чем обычно, но и имел гораздо больше слоев кладки и боковых швов. Многочисленные швы относительно безобидны, если на колонну не кладут больших архитравов или каменных плит, но если им приходится выдерживать огромную нагрузку, как в гипо-стильном зале в Карнаке, то они неизбежно разрушатся.

Капитель колонны Тахарки не выступает так далеко над стволом, как у колонны в гипостильном зале, а прямоугольный блок или абака поверх капители выложена из довольно мелких блоков. Колонны перед Вторым пилоном никогда не несли на себе крыши. С виду они, конечно, были очень красивы, но их конструкция оказалась очень неудачной. Только что построенные, со швами, заполненными строительным раствором, сплошь украшенные рельефами и росписями, они совсем не казались непрочными, но подтопление водами Нила и, возможно, землетрясения сыграли с ними злую шутку.

Второй тип колонн в форме папируса имитирует связку растений с закрытыми бутонами. Такие колонны создавались в эпоху V династии, и их прекрасные монолитные образцы можно увидеть в припирамидном храме фараона Сахура в Абусире (рис. 79). Высота этих колонн более 3,7 м. В эпохи, последовавшие за Древним царством, пространство между связками папируса заполнялось небольшими связками тростника, укороченными сверху и снизу. Как и у другого типа папирусовидных колонн, диаметр ствола в районе базы и ближе к вершине уменьшается. В самых лучших образцах этих колонн все связки, из которых состоит ствол, имеют не полукруглое, а немного заостренное сечение. Колонны такого типа преобладали в храмах XIX династии[36], правда, к тому времени они выродились в приземистых уродцев, из которых самыми ужасными являются колонны эпохи Рамсеса II. Их стволы не имеют выступов, а сами они покрыты совершенно немыслимыми украшениями и надписями.

Рис. 79. Монолитная гранитная колонна V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире

Колонны в форме лотоса (фото 40) появились одновременно со вторым типом папирусовидных колонн. Обе эти формы встречаются в храмах V династии в Абусире. На них мы видим несколько бутонов лотоса, стебли которого связаны между собой точно так же, как и стебли папируса. Оба типа колонн очень похожи друг на друга. У хороших образцов основная разница заключается в том, что диаметр лотосовидной колонны у основания не уменьшается, а связки имеют полукруглое сечение без заострения. Цветы папируса в них заменены бутонами лотоса. Между ними, под веревками, которыми обвязаны бутоны, помещены более мелкие растения. В этом папирусовидные колонны второго типа схожи с лотосовидными колоннами. На рисунках на стенах гробниц мы часто видим, что к вершинам колонн, которые поддерживают крыши домов или храмов, привязаны бутоны лотоса – этот обычай был очень распространен в Египте. С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что колонны в форме лотоса произошли от колонн в форме папируса, поскольку слабые стебли лотоса никогда не использовались для поддержания крыш, какими бы легкими они ни были.

Рис. 80. Монолитная гранитная колонна в форме пальмы эпохи V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире

Судя по дошедшим до нас образцам, лотосовидные колонны создавались гораздо реже, чем папирусовидные. Мы можем увидеть их в Бени-Хасане и в сооружениях Среднего царства; кроме того, они были довольно широко распространены в саисский период и во времена Птолемеев.

Колоны, имитирующие пальму, также были найдены в храме фараона V династии Сахура, находящегося в Абусире (рис. 80). Они были известны в Среднем царстве, но от времен Нового царства до нас дошло всего два образца: первый – в храме Аменхотепа III в Солебе, а второй – в храме Сети I в Сесеби (оба находятся в Нубии). Пальмовидные колонны были очень популярны в эпоху Птолемеев, и только в это время их стволы точно воспроизводили ствол пальмы.

В египетских храмах встречаются и другие типы колонн, например цилиндрические, увенчанные квадратной абакой, и колонны странной формы, напоминающие опоры шатра. Подробное описание этих типов, а также красивых составных капителей, которые создавались непосредственно перед эпохой Птолемеев и во время нее, не входит в задачу этой книги, поскольку нас больше интересуют детали конструкций, а не их стиль.

Для точного установления архитравов в верхней части колонн металлическим инструментом наносились сплошные или пунктирные линии. Так размечали не только абаку, но и капитель, чтобы абака была обтесана так, как надо. Линии разметки видны не только на колоннах центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке (рис. 77), но и на более низких колоннах, стоящих по бокам от них (рис. 81).

Рис. 81. Отметки каменотесов, оставленные ими на абаке колонны в Большом зале Карнака, XIX династия

Колонны, как стены и пол, всегда обтесывались после укладки блоков. Это подтверждается не только тем, что база или капитель часто бывают высечены из одного блока со стволом, но и частично или вообще не завершенными колоннами, сохранившимися до наших дней. Впрочем, таких колонн совсем не много, самый лучший образец можно увидеть в юго-восточном углу двора эпохи XXV династии, который расположен к востоку от Первого пилона в Карнаке. Отделка этих колонн, очевидно, была отложена до завершения строительства пилона, поскольку они наполовину погребены под строительной насыпью, с помощью которой он сооружался. Но по каким-то неизвестным причинам пилон так и не был достроен, а поскольку насыпь с течением времени сильно уменьшилась в размерах и практически исчезла, у нас появилась возможность рассмотреть угол двора. Здесь хорошо видны не только незаконченная колонна и архитрав, но и следы ремонтных работ, которые велись в маленьком храме Сети II, расположенном радом с северной башней пилона (фото 57). На колонне между горизонтальными швами блоков, образующих капитель, камень обтесан в виде колец, диаметр которых немного превышает диаметр соответствующих частей законченной колонны, стоящей рядом.

Рис. 82. Колонна храма Сети I в Абидосе. Проект храма подвергся изменению, и колоннада была превращена в стену. Со временем часть стены разрушилась, и стало заметно, в каком виде укладывались барабаны колонн

На месте восточной стены одной из комнат (на плане Бедекера она обозначена буквой F) в храме Сети I в Абидосе первоначально планировалось расположить ряд колонн. Блоки этих колонн видны до сих пор (рис. 82), поскольку стена, поглотившая их, частично разрушилась. Колонны были сложены из песчаника, и перед тем, как начать обтесывать их долотом и шлифовать, как и все остальные поверхности, им была придана нужная форма с помощью инструмента, который имел закругленный тупой наконечник.

На барабанах колонн, которые стали теперь видны, линии разметки встречаются довольно редко, хотя мы не можем сказать, что их вообще нет. На вершине некоторых барабанов колонн, стоящих в боковом нефе Большого зала в Карнаке, нанесены две линии, которые пересекаются под прямым углом. Они были сделаны заостренным инструментом для обозначения центра барабана. Вполне возможно, что на поверхности всех блоков, их которых высекались барабаны, не только чертились линии или делались зарубки, обозначавшие их центр, но и вырубались круги, отмечавшие, до каких пределов надо было обтесывать камень. Если бы осевые линии не проводились на поверхности барабана, как в Карнаке, то на законченных колоннах они бы тоже отсутствовали.

Поскольку барабаны укладывались очень грубо обтесанными – или вообще не обтесанными – и поскольку, как и во всех египетских сооружениях, верхняя плоскость барабана не была отшлифована, то мы можем сделать вывод, что выравнивалась только та плоскость, которая должна была стать ложем для следующего блока[37].

Когда блоки укладывались, их верхние плоскости выравнивались и на них наносились оси колонны. Это, скорее всего, производилось таким образом: визировалась или чертилась линия по всему ряду колонн в зале и отмечалось, где она пересекает внешние края барабанов. Затем эти отметки соединяли и получали, как в Карнаке, ось колонны или положение ее центра. А может быть, строители прорезали небольшие линии или делали зарубки, по которым с помощью веревок определяли центр барабана и рисовали окружность, обозначавшую, где должны находиться его края[38].

Каким образом обтесывались монолитные колонны, такие как, например, гранитные папирусовидные колонны в Абусире, древние источники ничего не сообщают, но наше знание египетских способов обработки камня позволяет предположить, как это делалось. Монолитная колонна доставлялась из каменоломни в виде блока, вероятно, более или менее прямоугольной формы и перед обработкой устанавливалась вертикально. Впрочем, сначала обрабатывалась ее база, а уж затем приступали к обтесыванию самой колонны и приданию ей нужной формы. При этом ее никуда не передвигали и ни к чему не подгоняли. Этот процесс можно было осуществить, вероятно, только одним способом. Сначала находили на двух противоположных концах блока две точки, через которые должна была пройти ось законченной колонны. Эти точки находили путем тщательных измерений и расчетов. Все это нужно было для того, чтобы определить, хватит ли камня для придания колонне нужной формы. Следующим этапом была обработка базы, при которой надо было создать плоскость, по отношению к которой осевая линия колонны располагалась бы под прямым углом. Египтяне, вероятно, пользовались очень простым методом: выравнивали блок таким образом, чтобы обе осевые точки расположились строго горизонтально (глава 5), а со стороны базы сверху донизу создавали истинную вертикальную поверхность. На следующем этапе колонну надо было повернуть на 90° вокруг оси, вновь выровнять две осевые точки и сделать еще одну вертикальную эталонную поверхность, проходящую через точку, расположенную примерно посредине предыдущей эталонной поверхности. Затем по этим двум поверхностям обтесывали базу (глава 9). После всех этих процедур можно было не сомневаться, что блок будет установлен строго вертикально.

Мы точно не знаем, каким образом монолитная колонна устанавливалась вертикально, но можно предложить несколько вариантов. В храме Второй пирамиды квадратные колонны вставлялись в отверстие в полу и устанавливались на скальном фундаменте. Одна сторона отверстия делалась наклонной (рис. 83), и по ней скользила нижняя часть колонны, которая, по-видимому, была уже предварительно обтесана. Каким образом она устанавливалась в вертикальное положение – с помощью рычагов или наклонных насыпей, как это делалось для обелисков, – точно сказать невозможно.

Скорее всего, рычаги использовали только в крайнем случае. В качестве примера второго способа можно привести установку огромных квадратных в сечении колонн в так называемом Осирейоне Сети I в Абидосе. Здание находится ниже уровня пустыни, стены его сложены из огромных кварцитовых блоков, а колонны, поддерживающие гранитную крышу, имеют квадратное сечение. Высота их равна 3,96 м, а стороны – 2,28 м. Вероятно, их установили в вертикальное положение, заполнив храм снизу доверху песком, а затем убрав его из-под колонн. Эти колонны опираются не на фундамент, как в храме Второй пирамиды в Гизе, а на плиты пола.

Рис. 83. Отверстие в гранитном полу храма Второй пирамиды в Гизе. Одна сторона сделана наклонной, чтобы облегчить спуск квадратной колонны в это отверстие

Шлифовка монолитной колонны производилась, вероятно, таким способом. На полу, базе или на специально подготовленной платформе рисовали круг и проводили провешивание, пользуясь, скорее всего, уменьшенной копией колонны. Таким способом можно было получить столько эталонных поверхностей на разных высотах, сколько было нужно, хотя мы не имеем никаких сведений ни об их количестве, ни о том, как они выглядели. Создание колонн в скальных храмах или гробницах было, вероятно, еще более сложным делом, чем высекание монолитной колонны из каменного блока, и здесь мы снова почти не имеем сведений о том, как это делалось.

Рис. 84. Колонна храма, расположенного восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке. Она сделана частично из многогранных барабанов старых колонн и частично из барабанов эпохи Рамсеса II, который узурпировал этот храм

В некоторых скальных гробницах XVIII династии в Эль-Амарне, которые остались незаконченными, в самую последнюю очередь, вероятно, был отшлифован пол. В частично раскопанных гробницах мы видим участки, где пол вообще еще не был высечен, но крыша, капители и частично стволы колонн были уже гладко обтесаны. Можно дать несколько объяснений этому факту, но лучше всего сделать это после подробного описания высеченных из скалы колонн, найденных в Эль-Амарне и других местах.

Единственная проверка точности изготовления египетской колонны круглого сечения была проведена на примере монолитной колонны из красного гранита в храме V династии в Абусире (рис. 80). Было обнаружено, что на участке длиной 2,6 м, где средний диаметр уменьшается с 91,2 см до 79,8 см, отклонение от среднего диаметра не превышает 8 мм.

В верхней же части, где колонна сужается, отклонение сильно увеличивается, что, вероятно, свидетельствует о том, что эту колонну, как и незавершенную колонну в Карнаке, обтесывали таким способом: сначала формировали на стволе кольца нужного диаметра, располагавшиеся через правильные интервалы, а затем обтесывали оставшиеся участки. Вертикальных эталонных поверхностей здесь не создавали. Вполне вероятно, что в этом случае использовали нечто вроде лекала, но прямого подтверждения этому нет.

Египтяне, особенно в эпоху XIX династии, очень часто использовали при строительстве камень из более ранних сооружений. Реже использовали барабаны старых колонн для создания новых. Восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке есть храм, узурпированный Рамсесом II. В этом здании некоторые колонны полностью сложены из многогранных барабанов старых колонн, а другие – частично из барабанов эпохи Рамсеса II и частично из многогранных барабанов (рис. 84). Они были покрыты толстым слоем штукатурки, который скрыл тонкие грани старых столпов. Древняя кладка полностью скрылась под ней, и никто не подозревал, что эти впечатляющие колонны состоят из обломков, скрепленных штукатуркой, толщина которой в некоторых местах достигала 7,6 см.

Хотя слово «реставрация» в египетском языке чаще всего означает использование блоков старых сооружений для строительства новых[39], бывали случаи, когда некоторые памятники действительно подвергались ремонту.

Интересный пример древней реставрации колонн можно увидеть в Большом зале в Карнаке. В восточном углу поврежденные части колонн были вырезаны и заполнены заплатами из более мелких блоков (фото 42). Они не были обтесаны и пригнаны к форме колонны, вероятно, потому, что к ним собирались пристроить какое-то другое сооружение. Однако в центральном нефе камни этих заплаток были обтесаны очень тщательно (фото 41). Вероятно, ремонт здесь был произведен в эпоху Птолемеев или немного раньше.

Следующая глава

Колонны в египетской архитектуре - Энциклопедия Древнего Египта

Колонны храма Сахура в Абусире (V Династия) с указанием размеров

ечение ствола колонны было круглым или состояло из нескольких полукружий (прием, обратный каннелюре). Соответственно круглому стеблю цветка лотоса и угловатому папируса сечения состояли из полукруглых выпуклостей или имели острые (выпуклые в Абусире) ребра. «Связок» было чаще всего восемь. Известна колонна с тремя ребрами (Саккара).

Горизонтально ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими связки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

Пропорции самой колонны (включая капитель) были относительно тяжелы, развиваясь исторически от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда последовательно проявляется. В Абусире высота колонны равна 6—7 наибольшим диаметрам, в Карнаке — 6 и 5 диаметрам (обе колонны в гипостильном зале), в Луксоре — около 5,5 диаметров, в Мединет-Хабу от 3 1/4 до 4 1/4 диаметров.

Ствол большинства колонн имеет сужение кверху, причем многие колонны имеют также сужение внизу около базы.

Низ колонн в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, подражающим листьям.

2. Капитель

Вид колонны гипостильного зала храма в Дендере (117 г. до н.э. - 98 г.н.э.)

Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка.

Над всеми капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно толщине верхнего диаметра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу у своего основания над стволом и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки.

Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративный характер.

Колокол или бутон имели гладкую простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к орнаментальному убранству, обычно подражающему листьям растений.

Объемная форма капители была простой и значительной по своему размеру. Только в эллинистическое время в Египту появились в сложных капителях скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высоте колонны сравнительно велика (для ионического ордера Греции она около 1/15, для коринфского - 1/8 - 1/7, в Абусире —— 1/4,4 — 1/4 в Карнаке — от 1/3,25 — до — 1/5,3, в Луксоре — около 1/3, в Мединет-Хабу — около 1/3,5 и в Дендера - около 1/2 высоты колонны гипостильного зала), т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола.

3. База

Составляющие части египетских колонн

База представляла собой круглый плоский диск, большей частью без резьбы, покрывающей ствол колонны. Диск этот имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали правильную криволинейную форму части окружности.

База во многих случаях была очень массивной и имела сильный вынос (до двух диаметров колонны).

4. Шаг колонн

Чаще всего для шага колонн применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксора при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя Пропорции ордера; часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

5. Объединение колонн разной формы

Храм Хонсу в Карнаке. Гипостильный зал. На переднем плане - средние колонны зала, на заднем - боковые колонны, над которыми видна решетка окон

Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильных залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В Поздний период капители в колоннадах иногда симметрично повторяли меняющуюся форму. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде острова Филе, все капители ряда были различны.

6. Антаблемент

Все изменения, происходившие в элементах ордера в разные периоды египетской архитектуры, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и въгносной прямоугольной плиты, положенной горизонтально; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки, завершавшейся большой выкружкой со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличник двери, завершение стены, пилона, антаблемент колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в египетском искусстве Позднего времени оставались неизменными.

7. Решение фасадов

Виды капителей храма в Эдфу (эпоха Птолемеев): 1 - пальмовидная капитель, 2 - сложная капитель, комбинация из пальметт и папируса, 3 - сложная капитель, 4 - капетель с открытым цветком лотоса

При решении фасадов чаще всего прибегали к приему рамки. Входящий в состав антаблемента вал не изменялся в своем сечении при переходе с горизонтальных частей на вертикальные. В Египте четкое разделение на несущие и нагружающие элементы не соблюдалось. Оно было обязательным только в интерьерах здания и в свободно стоявших колоннадах. Но в фасадах Позднего времени преобладала стена, и тогда антаблемент, теряя свою тектоническую четкость, сливался с боковыми отрезками стен.

Нормально антаблемент по своей высоте составлял от 1/4,5 до 1/5 высоты всего ордера (или здания), причем это отношение в колоннадах редко выходило за указанные пределы. Высота верхней карнизной выкружки составляла обычно от 1/3 до 1/2 высоты всего антаблемента. Однако египетская архитектура в построении пропорций карниза и деталей не знала жестко применяемых модульных и канонических отношений. В связи с размещением деталей и их значением в облике здания они претерпевали значительные отклонения от условной средней нормы. Увеличение размеров здания не вызывало пропорционального увеличения деталей. Египетская архитектура построена на масштабности; в связи с этим огромный пилон иногда венчался непропорционально малым карнизом (Луксор), подчеркивающим его величину, а центральный портал этого пилона получал огромный тяжелый карниз. Тем не менее модульность, в смысле кратности всех размеров по отношению к исходной единице построения, служила одним из приемов определения основных размеров здания. Правда, ее применение ограничено определенным» временем.

Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена.

8. Прогрессивные черты египетской архитектуры

Египетские колонны: 1 - Колонна из Хавара с канителью в виде
 пучка бутонов папируса (Среднее царство, XII династия), 2 - Папирусообразная колонна с нерасчлененным стволом из большого храма в Мединет-Хабу, 3 - Колонна с капителью в виде закрытого бутона лотоса из гробницы
 в Абусире, 4 - Колонна с капителью в форме раскрытого
 цветка папируса (Фивы), 5 - Капитель с волютами из храма
 на острове Филе, 6 - Капитель в форме перевернутого колокола (Карнак), 7 - Капитель с головой Хатор из храма
 на о. Филе, 8 - Колонна из храма на острове Филе с канителью в виде раскрытого цветка папируса

Следует отметить ряд прогрессивных элементов египетской архитектуры, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

1) большие ансамблевые композиции;

2) разработка проблемы монументальности;

3) сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;

4) перистильный двор (в храме и жилом доме);

5) базиликальный разрез (в храме м жилье);

6) ордерная система;

7) разработка системы пропорциональной закономерности;

8) развитие стенной поверхности как основного мотива сооружений, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерьере колоннад);

9) появление (в эпоху Среднего царства) небольших интимных храмов, близких к форме периптера, окруженных с трех сторон открытыми портиками;

10) синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.

Источники
  • Гинзбург М.Я. и др. Всеобщая история архитектуры. Том 1. 1944/1949

Архитектура древнего Египта.

Без сомнения, в сфере архитектуры египетская цивилизация достигла огромных высот. Строения той эпохи из огромных монолитных глыб, соединённые без раствора с точностью до миллиметра,  до сих пор вызывают у людей горячие споры и неуёмную фантазию на тему того, с помощью каких таинственных технологий они были построены. Много теорий, одна фантастичнее другой, касательно египетских строительных технологий уже выдвинуто на настоящий момент, и разобраться, где тут правда, а где вымысел представляется маловероятным, если у вас случайно нет способности видеть прошлое :)) Но как бы там ни было, а архитектурное искусство в древнем Египте действительно достигло потрясающих высот.

Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов. Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.

Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе.

Древнее царство занимает важное место в истории египетской архитектуры: в это время были созданы грандиозные пирамиды и прекрасные ансамбли храмов и святилищ различных религиозных культов, величественные мастабы (усыпальницы в виде усечённой пирамиды) знатных вельмож. Уже в период Древнего царства египтяне научились великолепно обрабатывать камень, использовать все его конструктивные и декоративные возможности. В это время были выработаны пропорциональные соотношения, ордерные системы; сложились типы колонн, сохранившиеся затем на протяжении тысячелетий: папирусообразные, лотосообразные, пальмовидные; были найдены интересные приемы декорирования. Монументальность, величественность, синтез архитектуры, круглой скульптуры, рельефов и росписей составляют характерные черты архитектуры древнего Египта.

Основной строительный материал в Египте — камень, из него строились все несущие и ненесущие конструкции. Египтяне были мастерами его добычи и обработки. Обыкновенно использовали известняк и песчаник. При этом, когда эти породы камня употребляются совместно в одном памятнике, то из песчаника обычно делаются балки. Гранит применяется крайне редко, а алебастр — как исключение. Из цельных глыб высекали высокие стройные обелиски, которые были символами солнца — великого Ра, а также иногда огромные столбы и колонны высотой с трех- и пятиэтажный дом. Отдельные тщательно отесанные каменные блоки пригонялись друг к другу идеально, насухо, без раствора. Вес тяжелых балок перекрытия несли стены, пилоны (- столбы большого сечения, служащие опорой для перекрытий) и колонны. Египтяне не использовали сводов, хотя и знали эту конструкцию. На балки укладывали каменные плиты перекрытия:

Способы скрепления камней:

Как общее правило, можно считать, что камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка пользовались деревянными скобами в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (луксорский обелиск). Раствор, встречающийся в каменной кладке, имеет вид глинистой массы, в которой заметен плохо обожженный гипс, а иногда и черепица. Его находят лишь во внутреннем заполнении толстых стен (большие пилоны Карнака) или же в массивах пирамид. Известковый раствор употреблялся только для штукатурки или как мастика, чтобы скрыть изъяны плохо вытесанных камней.

Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными барельефами, раскрашенными разными цветами. Мотивы барельефов египетских зданий несут информацию о религиозных ритуалах, исторических событиях, войнах, которые велись, богов, которым поклонялись, быте древних египтян, жизни и смерти фараонов, правивших древним государством.

Египетский ордер.

В египетском зодчестве роль ордера очень велика. (Под ордером понимается характерное для данной страны и эпохи художественное истолкование архитравной (стоечно-балочной) конструкции). Формы его многообразны. Применяя архитравную конструкцию, египетский зодчий использовал ее формы для различных художественных замыслов.

Колонны египетского ордера можно разделить на две группы: группу геометрически правильных колонн и группу изобразительных колонн.

1. Опоры геометрически правильных форм.

Группа опор геометрически правильной формы появилась в Египте в период Древнего царства. Эти опоры преобладали в скальных гробницах и портиках Среднего царства, но позднее, вследствие перемены художественного мировоззрения, они не находили признания и почти совсем исчезли в Новом царстве. Группа эта заключает несколько типов:

● Столб квадратного сечения — наиболее часто применявшийся тип этой группы. Его пропорции: высота равна 4 — 5 сторонам основания. В большинстве случаев столб не имел капители и был часто покрыт рельефами. В Позднее время перед квадратными столбами ставились скульптурные изображения (Мединет-Хабу, Рамессей). Эти скульптуры обычно прислонены к столбу и не несут нагрузки. Этот прототип несущих кариатид имелся уже в ансамбле Джосера в Саккара.

● Колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями, или каннелюрами. Египетская каннелюра имеет неправильную кривизну, увеличивающуюся к граням. Пропорции колонн в Бени-Хасане: высота h равна 5 D (нижним диаметрам).

● Колонны в виде суживающегося кверху цилиндра — обычно с каннелюрами, но без энтазиса. Пропорции h=5,5 D. Граненые и каннелированные колонны этого типа имели чаще всего капитель в виде квадратной плиты-абаки (аналогичной греческим)База граненого столба представляет собой простую прямоугольную подкладку, сравнительно мало выступающую из тела столба (столб мог не иметь капители, но базу имел почти всегда). В другом случае база колонны, круглая в плане, сильно выступает за периметр ствола колонны (иногда почти до двух диаметров колонны) и часто расширяется книзу. Она практически неудобна, так как сильно уменьшает ширину узкого прохода между колоннами.

2. Колонны, подражающие формам растительного мира.

Колонны, подражающие формам растительного мира, в основных своих типах возникли в период V и частью III династий, немного позже — каннелированного типа; они почти не применялись в Среднем царстве, но затем, в период Нового и Позднего царств, совершенно вытеснили колонны геометрически правильных форм. Колонны этого типа в их развитом виде тесно связаны с религиозной символикой египтян.

Основанная на подражании формам растительного мира, египетская колонна перерабатывает эти формы в соответствии с установкой Нового царства на монументальную архитектуру. Пропорции колонн становятся грузными, самые формы их упрощенными, сведенными к гладким поверхностям. В начальный период Нового царства проводилось строгое распределение типов колонн по месту их положения. Колонны, несущие нагрузку потолка, имели закрытую чашечку цветка, приближаясь к простой конструктивной форме, рассчитанной на выражение тектонической роли колонны:

А в средних, ярко освещенных пролетах гипостильных зал колонна, подражая свободно стоящему растению, получила раскрытую чашу капители, за гранью которой не видна была верхняя часть колонны, непосредственно принимающая на себя нагрузку потолка:

 Потолок, расписанный звездами, изображал небо и казался парящим в воздухе. В конце Нового царства этот прием размещения колонн потерял свое значение, и они -стали расставляться в произвольном порядке. В архитектуре Египта Позднего времени применялись исключительно раскрытые чаши капителей. При определении формы колонн декоративные требования получили в эту эпоху преобладающую роль.

Для египетской архитектуры была характерна своеобразная форма капителей, изображавших цветок папируса, лотоса или листья пальмы (Абусир). В отдельных случаях на капители высекали изображение головы богини плодородия Хатор:

Вот один из вариантов компьютерной реконструкции египетской залы:

Особенности египетского архитектурного стиля.

Основной особенностью египетской архитектуры является монументальный и величественный облик ее сооружений. Это достигалось применением ряда неизменно повторяющихся, освященных религиозной традицией архитектурных приемов. К ним относятся:

● огромные абсолютные размеры сооружений.

Величина памятников играла огромную роль в египетской архитектуре. Впечатление, которое производят на каждого человека огромные размеры сооружений, использовалось в архитектуре уже в самые ранние периоды ее развития. Для сравнения: пирамида Хеопса была наиболее высоким сооружением древнего мира (147 м), основание ее (230 м х 230 м) в полтора раза больше площади, занимаемой всем афинским акрополем, и превышает размеры Красной площади в Москве. Показательны также следующие примеры: площадь гипостильного зала в храме Карнака (103 м X 54 м) в два с половиной раза больше площади одного из крупных храмов Греции — Парфенона (70 м X 31 м). Высота колонн гипостильного зала Карнака — 24,3 м. Высота сидячих колоссов в Абу-Симбеле — 20 м. Длина храма в Луксоре около 260 м.

● статичность форм.

Египетские формы производят впечатление неподвижности. Все сооружения Нового царства распластаны на земле — преобладает горизонтально-протяженный спокойный объем. Скульптурные колоссы чаще всего изображались в условной фронтальной позе. Форма пилонов и наклон стен в храмах создают впечатление исключительной устойчивости. Максимального предела в этом смысле достигала пирамида.

● стремление к их обобщению.

Доминирующим мотивом египетской архитектуры была тяжелая объемная стена. Роль стоечно-балочных элементов, если они были применены, часто затушевывалась для сохранения роли этого основного мотива. Стена трактовалась как громадная монолитная плоскость, как поверхность огромной глыбы геометрически правильной формы. Членение стены швами кладки никогда архитектурно не использовалось. Пересечение этих случайно расположенных швов более глубоким рельефом изображений подчеркивало цельность стены.

В планировке также были всегда налицо ясность и геометрическая простота. Все схемы были прямоугольны. Неправильных углов избегали.

Тенденция к монументальному обобщению формы не позволяла вводить мелкие членения объемов. Впечатление силы и тяжести достигалось тем, что детали были упрощены и укрупнены. Отношения частей были близки к равенствам. Обработка всех объемов состояла из обводящего валика и карниза над ним, имеющего всего лишь один элемент — кривую выкружки. Потолки совсем не были расчленены и не имели карнизов. Теряющаяся при обобщенной трактовке поверхности масштабность сооружений восстанавливалась многоярусным построением барельефов, что связывало колоссальную форму сооружения с мелким расчленением ее второстепенными фигурами и иероглифами.

Кроме того, масштабность подчеркивалась введением в композицию «подобной» формы меньшего размера (дверь с карнизом между большими объемами пилонов). Проем двери был масштабен по отношению к человеку и подчеркивал колоссальные размеры пилона. Величина формы подчеркивалась также размерами деталей. На портале входа делался очень крупный карниз, на огромном пилоне карниз был относительно мал.

● симметричность решений.

Симметричными были фасады храмов с пилонами, следующий за ними двор, гипостильный зал и т. д. Последующие пристройки зданий могли создавать несимметричную общую композицию, но в отдельности обычно были тоже симметричны.

В египетской архитектуре отсутствуют сложные ритмические композиции. Число составляющих частей было, как правило, невелико. На однообразном фоне выделялся всего один композиционный центр, всегда находящийся на оси симметрии. Центральная (основная) часть симметричной композиции обычно решалась контрастным противопоставлением остальным частям. Гладким поверхностям горизонтально развернутых объемов пилона противопоставлялась зажатая между ними вертикальная, усложненная и прорезанная дверью центральная часть его.

Во дворе и в гипостильном зале шаг колонн в центре был шире и нарушал однообразный метр колоннады. Высота средних колонн гипостильного зала была больше высоты крайних. Центральная часть везде осложнялась как по форме, так и по убранству рельефами. Архитектурные детали центральной части были более грузны.

● монолитность объемов.

Конструктивная простота доводилась до предела. Несмотря на длительную эволюцию форм и переход от простых геометрических столбов в пирамидах Гизе к усложненным колоннам эпохи Позднего Египта, конструктивная схема не эволюционировала. Сооружение представляло собой сплошную глыбу из камня, как пирамида, или элементарную схему массивных каменных стоек и тяжелых каменных балок и плит, как все храмы Нового царства. Конструкции применялись с огромным запасом прочности — «на вечность». Фасад переднего зала храма трактовался как объемная монолитная форма сплошной кладки, в которой только вырезан средний проем с колоннадой. Архитрав решался как часть мощного гладкого объема, а не как балка, свободно лежащая на колоннах и самостоятельная относительно боковой стены. Даже заполнение между нижними частями колонн в храмах Позднего Египта, очевидно, не имеющее никакой нагрузки, трактовалось как мощная толстая стена (что передавалось грузными и сильно выступающими деталями).

Роль живописи и скульптуры.

Роль контрастирующего элемента, подчеркивающего своим изяществом и легкостью мощь архитектурных форм, придана росписям и рельефам, которые неразрывно включены в общий замысел сооружения.

Рельеф становился обязательным спутником архитектуры, сливаясь с ней и иногда получая почти равное с архитектурными формами значение. Круглая самостоятельная скульптура своими монументальными формами и преувеличенно крупными размерами приобретала такое же значение, как и архитектура. Так, огромные сидячие статуи фараона перед пилоном храма включались в архитектурную композицию равноценным элементом, усиливая значение центрального портала. Колоссы на дворе Рамессея или колоссы фасадов в Абу-Симбеле являлись основным мотивом, определяющим архитектуру здания. Синтез всех видов искусств в Египте достигал поразительных эффектов. Главенствующая роль во все периоды все же принадлежала архитектуре.

Орнамент, игравший большую роль в египетских сооружениях, имел символическое и магическое значение. К наиболее распространенным изображениям относятся солнечный диск и коршун с распростертыми крыльями, служивший символом покровительства. Часто употреблялись также орнаменты в виде спиралей и ряда уреев (змей) — символ власти фараона. Из религиозных символов наиболее почитаемым был скарабей (священный жук) — эмблема воскресения.

Связь архитектуры и астрологии в Египте.

До сих пор в научных кругах доминирует представление о недоразвитых древних цивилизациях, чьё представление о мире сплошь состояло из предрассудков. Однако, к счастью, всё больше появляется учёных, которые хоть в малой степени, но смогли подняться до уровня древних и разгадать некоторые тайны их науки.

Было установлено, что культура Египта была очень тесно связана со звёздами, с астрологией. Архитектура в этом ключе также не является исключением. Культовые египетские постройки на протяжении тысячелетий возводились чётко учитывая движение небесных тел.

Представленный ниже документальный фильм подробнее рассказывает о связи архитектуры и астрологии в древнем Египте:

Источники:

● Гинзбург М.Я. и др. Всеобщая история архитектуры. Том 1. 1944/1949

● Огюст Шуази. История архитектуры в 2-х томах, том 1. 1937, Издательство Всесоюзной Академии Архитектуры

● kannelura.info

● egyptopedia.info

Глава 12 Колонны - Строительство и архитектура в Древнем Египте

Египетские колонны можно разделить на два типа, которые были известны с незапамятных времен. Первый тип копирует в камне стебли тростника, связанные в пучок и обмазанные глиной, а также стволы пальм и т. д., а второй представляет собой квадратные в сечении колонны с их более поздними модификациями. Квадратные колонны, вероятно, ведут свое происхождение – если для такой простой формы вообще нужно выяснять, откуда она взялась, – от подпорок в каменоломнях и скальных гробницах, которые оставляли для того, чтобы крыша не обрушилась.

Одной из сложнейших проблем, с которыми столкнулись египетские строители, была проблема перекрытия помещений большого объема. В примитивных хижинах, которые явились прототипом многих архитектурных форм, несколько шестов легко выдерживали большую крышу из тростника или пальмовых листьев, но для того, чтобы перекрыть пространство каменными плитами, надо было установить много подпорок. Поэтому мы не ошибемся, если назовем Большой гипостильный зал в Карнаке Колонным залом.

Во времена IV династии самое большое пространство, которое можно было перекрыть известняковыми плитами, составляло чуть больше 2,74 м. Более широкие пролеты перекрывались либо гранитными плитами, либо в виде ложного свода, либо в виде остроконечной крыши (рис. 115 и 116). Когда в широкое использование вошел песчаник из каменоломен Силсилы, обнаружилось, что из этого камня можно изготовлять гораздо более длинные архитравы. Египтяне, без сомнения, стремились сократить количество колонн в помещениях, насколько это было возможно, и в центральном нефе гипостильного зала в Карнаке мы видим уже песчаниковые плиты, перекрывающие пролет в 9 м. Песчаник, конечно, прекрасный камень для строительства, но он не может долго выдерживать, помимо своего собственного веса, еще и тяжесть крыши, поэтому нет никаких сомнений в том, что архитравы и плиты крыши в Карнаке растрескались уже через триста лет после сооружения этого зала.

Рис. 70. Квадратная в сечении колонна

Квадратные колонны были известны со времен IV династии до конца Нового царства. В это время их изготовляли не только монолитными, но и составными. В эпоху Среднего и в начале Нового царства они иногда превращались в многоугольные, которые были просты в сооружении и красивы с виду. Сначала, вероятно, стали обтесывать углы у квадратных колонн (рис. 70), в результате чего возникли восьмигранные колонны (рис. 71).

Рис. 71. Восьмигранная колонна. XI династия, Дейр-эль-Бахри

Мы находим их в храме XI династии в Дейр-эль-Бахри и в других местах. Дальнейшее обтесывание углов привело к появлению колонн с шестнадцатью гранями (рис. 72), которые встречаются во многих гробницах и храмах Среднего и Нового царств.

Рис. 72. Колонна с шестнадцатью гранями, XII–XVIII династии

Шампольон, на которого огромное впечатление произвели многогранные колонны, зная, что греческие дорические колонны (рис. 73) имеют каннелюры, окрестил египетские многогранные колонны «протодорическими», однако египетские колонны не всегда имеют каннелюры – чаще всего грани у них плоские.

Рис. 73. Греческая дорическая колонна

Название «протодорические» не соответствует истине, поскольку греческие колонны сужаются кверху и увенчиваются большой нависающей капителью, которая высекается из отдельного блока. В египетских же колоннах абака не очень сильно выступает за их пределы, а четыре главные грани колонны располагаются почти на одной плоскости с краями блока, лежащего поверх нее[35].

Рис. 74. Поперечный разрез участка многогранной колонны, на которой видны выступы между ее гранями

Иногда на многогранных колоннах между соседними гранями оставляли небольшие выступы (рис. 74). В храме Хонсу в Карнаке один из авторов этой книги несколько лет назад обнаружил на гранях следы штукатурки, которая не заполняла пространство между соседними выступами, а лежала плоско на поверхности камня. Однако такие выступы, хотя и встречающиеся в других храмах, все-таки явление довольно редкое.

Один из наиболее удачных примеров украшения многогранной колонны мы находим в маленьком храме Аменхотепа III в Эль-Кабе (фото 5). Его крыша опирается на четыре шестнадцатигранные колонны, две грани которых, обращенные в сторону центрального нефа, образуют вертикальную каменную полосу. В верхней части этой полосы мы видим изображение богини Хатхор с обычной маленькой молельней над ней.

Многогранные колонны просуществовали недолго, если сравнить с теми, которые были созданы на основе растительных мотивов. По-видимому, они не удовлетворяли вкусам Рамсеса II и его последователей. Во всяком случае, после его правления они больше не встречаются.

Рис. 75. Колонна с каннелюрами, установленная в высеченном в скале храме Аменхотепа III в Бейт-эль-Вали в Нубии

Колонна с каннелюрами – не такая уж большая редкость в Египте. Принцип создания каннелюр был известен и широко использовался уже во времена фараона III династии Джосера (фото 1 и 2), хотя в сооружениях его эпохи не было найдено ни одной отдельно стоящей колонны с каннелюрами. В эпоху Древнего царства после Джосера они, насколько нам известно, не встречаются, но появляются вновь в Среднем царстве в Хаваре и Кахуне, а также в некоторых скальных гробницах Бени-Хасана. Единственным храмом Нового царства в Египте, где, по нашим сведениям, была найдена колонна с каннелюрами, является храм богини Мут в Карнаке. Здесь, среди руин, были обнаружены база и верхний барабан, располагавшийся сразу же под капителью, колонны с настоящими каннелюрами. Вдоль всего столба колонны сверху вниз тянутся четыре полосы, между каждой парой которых располагаются семь слегка углубленных каннелюр. Диаметр колонны – около 96,5 см. В нубийском храме в Седеинге высится колонна с тридцатью каннелюрами и двумя вертикальными полосами, на которых написаны посвящения Аменхотепу III.

Рис. 76. Поперечный разрез стебля папируса

Другая находится в Бейт-эль-Вали, но, в отличие от колонны в храме Аменхотепа III, она высечена в скале (рис. 75) и имеет свою особенность – в ее верхней части проходит узкая лента, от которой и начинаются каннелюры. По четырем поверхностям этой колонны протягиваются плоские вертикальные полосы без каннелюр. В районе абаки эти полосы сходят на нет. Колонна сужается кверху, но не имеет энтазиса, или выпуклости.

Колонны, имитирующие растения, появились в очень древние времена. Их создавали в основном по образцу папируса, лотоса, лилии и пальмы.

Один из самых красивых типов колонн, созданных по образцу папируса, напоминает связку стеблей этого растения с раскрытыми цветками. Ствол такой колонны круглый в сечении и слегка сужается книзу, там, где находится плоская круглая база. На нижней части колонны вырезаны большие листья, обращенные своими острыми верхушками кверху и раскрашенные. Кверху ствол колонны сужается и завершается широкой капителью. Сразу же под ней высечено несколько горизонтальных линий – они напоминают нам о веревках, которыми связывали стебли. Таким образом, прототипом колонны стала связка стеблей папируса, но есть свидетельства и того, что она должна была имитировать одиночное растение. Например, на некоторых колоннах мы видим три вертикальных выступа (рис. 76), благодаря которым эти колонны напоминают стебель папируса. Странное поперечное сечение пилястра Джосера (фото 6), который увенчан капителью, очень похожей на верхушку папируса, тоже, вероятно, напоминает стебель этого растения. Однако такой тип колонн не был известен в Древнем и Среднем царстве, а в Новом царстве появился только в эпоху XIX династии. Из них составлены два средних ряда колонн в больших залах того времени.

Рис. 77. Капитель колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке. Мы видим пометки, сделанные рабочими для обозначения тех мест, куда надо устанавливать абаку и архитрав. Диаметр верхней части капители составляет около 6 м

Одним из наиболее впечатляющих примеров является Большая колоннада Луксорского храма, законченная фараоном Тутанхамоном (фото 39). Она немного меньше, чем центральный неф Большого гипостильного зала в Карнаке, и не имеет боковых рядов колонн меньшей высоты, но, вне всякого сомнения, гораздо красивее. Капители колонн великолепно очерчены и выступают далеко за пределы своих стволов. Десять колонн, стоящих по краям центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке, имеют капители диаметром 5,49 м и состоят из нескольких крупных блоков (рис. 77). Половина верхней части капители высечена из одного блока, размеры которого, по самым грубым подсчетам, должны были составлять около 6 м в длину, 3 м в ширину и 0,75 м в высоту. Капитель такая большая, что строители посчитали нужным выложить ее из трех мощных слоев кладки. То, что египтяне придавали капители нужную форму уже после укладки блоков, подтверждается тем, что нижний горизонтальный шов проходит не там, где начинается собственно капитель, а чуть ниже (рис. 78). Для того чтобы высечь капитель такого размера, нужно было удалить большое количество камня.

Рис. 78. Часть плана и продольного разреза капители папирусовидной колонны времен фараона Тахарки. Мы видим, что она сложена из небольших блоков (изображение этой колонны можно увидеть на фото 18)

Колонны гипостильного зала в Карнаке и Луксорского храма являются примерами очень прочных сооружений, предназначенных для поддержания огромного веса. А вот красивая колонна фараона Тахарки, единственная из десяти уцелевших, которая высится перед Вторым пилоном в Карнаке (фото 18), заслуживает особого внимания. Эти десять колонн в форме папируса имели такую же высоту, что и колонны центрального нефа Большого зала в Карнаке, но никогда не предназначались для поддержания гигантского веса, ибо они сложены из относительно некрупных блоков (рис. 78). Каждый барабан этой колонны не только состоял из большего числа блоков, чем обычно, но и имел гораздо больше слоев кладки и боковых швов. Многочисленные швы относительно безобидны, если на колонну не кладут больших архитравов или каменных плит, но если им приходится выдерживать огромную нагрузку, как в гипо-стильном зале в Карнаке, то они неизбежно разрушатся.

Капитель колонны Тахарки не выступает так далеко над стволом, как у колонны в гипостильном зале, а прямоугольный блок или абака поверх капители выложена из довольно мелких блоков. Колонны перед Вторым пилоном никогда не несли на себе крыши. С виду они, конечно, были очень красивы, но их конструкция оказалась очень неудачной. Только что построенные, со швами, заполненными строительным раствором, сплошь украшенные рельефами и росписями, они совсем не казались непрочными, но подтопление водами Нила и, возможно, землетрясения сыграли с ними злую шутку.

Второй тип колонн в форме папируса имитирует связку растений с закрытыми бутонами. Такие колонны создавались в эпоху V династии, и их прекрасные монолитные образцы можно увидеть в припирамидном храме фараона Сахура в Абусире (рис. 79). Высота этих колонн более 3,7 м. В эпохи, последовавшие за Древним царством, пространство между связками папируса заполнялось небольшими связками тростника, укороченными сверху и снизу. Как и у другого типа папирусовидных колонн, диаметр ствола в районе базы и ближе к вершине уменьшается. В самых лучших образцах этих колонн все связки, из которых состоит ствол, имеют не полукруглое, а немного заостренное сечение. Колонны такого типа преобладали в храмах XIX династии[36], правда, к тому времени они выродились в приземистых уродцев, из которых самыми ужасными являются колонны эпохи Рамсеса II. Их стволы не имеют выступов, а сами они покрыты совершенно немыслимыми украшениями и надписями.

Рис. 79. Монолитная гранитная колонна V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире

Колонны в форме лотоса (фото 40) появились одновременно со вторым типом папирусовидных колонн. Обе эти формы встречаются в храмах V династии в Абусире. На них мы видим несколько бутонов лотоса, стебли которого связаны между собой точно так же, как и стебли папируса. Оба типа колонн очень похожи друг на друга. У хороших образцов основная разница заключается в том, что диаметр лотосовидной колонны у основания не уменьшается, а связки имеют полукруглое сечение без заострения. Цветы папируса в них заменены бутонами лотоса. Между ними, под веревками, которыми обвязаны бутоны, помещены более мелкие растения. В этом папирусовидные колонны второго типа схожи с лотосовидными колоннами. На рисунках на стенах гробниц мы часто видим, что к вершинам колонн, которые поддерживают крыши домов или храмов, привязаны бутоны лотоса – этот обычай был очень распространен в Египте. С другой стороны, нет никаких сомнений в том, что колонны в форме лотоса произошли от колонн в форме папируса, поскольку слабые стебли лотоса никогда не использовались для поддержания крыш, какими бы легкими они ни были.

Рис. 80. Монолитная гранитная колонна в форме пальмы эпохи V династии из припирамидного храма фараона Сахура в Абусире

Судя по дошедшим до нас образцам, лотосовидные колонны создавались гораздо реже, чем папирусовидные. Мы можем увидеть их в Бени-Хасане и в сооружениях Среднего царства; кроме того, они были довольно широко распространены в саисский период и во времена Птолемеев.

Колоны, имитирующие пальму, также были найдены в храме фараона V династии Сахура, находящегося в Абусире (рис. 80). Они были известны в Среднем царстве, но от времен Нового царства до нас дошло всего два образца: первый – в храме Аменхотепа III в Солебе, а второй – в храме Сети I в Сесеби (оба находятся в Нубии). Пальмовидные колонны были очень популярны в эпоху Птолемеев, и только в это время их стволы точно воспроизводили ствол пальмы.

В египетских храмах встречаются и другие типы колонн, например цилиндрические, увенчанные квадратной абакой, и колонны странной формы, напоминающие опоры шатра. Подробное описание этих типов, а также красивых составных капителей, которые создавались непосредственно перед эпохой Птолемеев и во время нее, не входит в задачу этой книги, поскольку нас больше интересуют детали конструкций, а не их стиль.

Для точного установления архитравов в верхней части колонн металлическим инструментом наносились сплошные или пунктирные линии. Так размечали не только абаку, но и капитель, чтобы абака была обтесана так, как надо. Линии разметки видны не только на колоннах центрального нефа Большого гипостильного зала в Карнаке (рис. 77), но и на более низких колоннах, стоящих по бокам от них (рис. 81).

Рис. 81. Отметки каменотесов, оставленные ими на абаке колонны в Большом зале Карнака, XIX династия

Колонны, как стены и пол, всегда обтесывались после укладки блоков. Это подтверждается не только тем, что база или капитель часто бывают высечены из одного блока со стволом, но и частично или вообще не завершенными колоннами, сохранившимися до наших дней. Впрочем, таких колонн совсем не много, самый лучший образец можно увидеть в юго-восточном углу двора эпохи XXV династии, который расположен к востоку от Первого пилона в Карнаке. Отделка этих колонн, очевидно, была отложена до завершения строительства пилона, поскольку они наполовину погребены под строительной насыпью, с помощью которой он сооружался. Но по каким-то неизвестным причинам пилон так и не был достроен, а поскольку насыпь с течением времени сильно уменьшилась в размерах и практически исчезла, у нас появилась возможность рассмотреть угол двора. Здесь хорошо видны не только незаконченная колонна и архитрав, но и следы ремонтных работ, которые велись в маленьком храме Сети II, расположенном радом с северной башней пилона (фото 57). На колонне между горизонтальными швами блоков, образующих капитель, камень обтесан в виде колец, диаметр которых немного превышает диаметр соответствующих частей законченной колонны, стоящей рядом.

Рис. 82. Колонна храма Сети I в Абидосе. Проект храма подвергся изменению, и колоннада была превращена в стену. Со временем часть стены разрушилась, и стало заметно, в каком виде укладывались барабаны колонн

На месте восточной стены одной из комнат (на плане Бедекера она обозначена буквой F) в храме Сети I в Абидосе первоначально планировалось расположить ряд колонн. Блоки этих колонн видны до сих пор (рис. 82), поскольку стена, поглотившая их, частично разрушилась. Колонны были сложены из песчаника, и перед тем, как начать обтесывать их долотом и шлифовать, как и все остальные поверхности, им была придана нужная форма с помощью инструмента, который имел закругленный тупой наконечник.

На барабанах колонн, которые стали теперь видны, линии разметки встречаются довольно редко, хотя мы не можем сказать, что их вообще нет. На вершине некоторых барабанов колонн, стоящих в боковом нефе Большого зала в Карнаке, нанесены две линии, которые пересекаются под прямым углом. Они были сделаны заостренным инструментом для обозначения центра барабана. Вполне возможно, что на поверхности всех блоков, их которых высекались барабаны, не только чертились линии или делались зарубки, обозначавшие их центр, но и вырубались круги, отмечавшие, до каких пределов надо было обтесывать камень. Если бы осевые линии не проводились на поверхности барабана, как в Карнаке, то на законченных колоннах они бы тоже отсутствовали.

Поскольку барабаны укладывались очень грубо обтесанными – или вообще не обтесанными – и поскольку, как и во всех египетских сооружениях, верхняя плоскость барабана не была отшлифована, то мы можем сделать вывод, что выравнивалась только та плоскость, которая должна была стать ложем для следующего блока[37].

Когда блоки укладывались, их верхние плоскости выравнивались и на них наносились оси колонны. Это, скорее всего, производилось таким образом: визировалась или чертилась линия по всему ряду колонн в зале и отмечалось, где она пересекает внешние края барабанов. Затем эти отметки соединяли и получали, как в Карнаке, ось колонны или положение ее центра. А может быть, строители прорезали небольшие линии или делали зарубки, по которым с помощью веревок определяли центр барабана и рисовали окружность, обозначавшую, где должны находиться его края[38].

Каким образом обтесывались монолитные колонны, такие как, например, гранитные папирусовидные колонны в Абусире, древние источники ничего не сообщают, но наше знание египетских способов обработки камня позволяет предположить, как это делалось. Монолитная колонна доставлялась из каменоломни в виде блока, вероятно, более или менее прямоугольной формы и перед обработкой устанавливалась вертикально. Впрочем, сначала обрабатывалась ее база, а уж затем приступали к обтесыванию самой колонны и приданию ей нужной формы. При этом ее никуда не передвигали и ни к чему не подгоняли. Этот процесс можно было осуществить, вероятно, только одним способом. Сначала находили на двух противоположных концах блока две точки, через которые должна была пройти ось законченной колонны. Эти точки находили путем тщательных измерений и расчетов. Все это нужно было для того, чтобы определить, хватит ли камня для придания колонне нужной формы. Следующим этапом была обработка базы, при которой надо было создать плоскость, по отношению к которой осевая линия колонны располагалась бы под прямым углом. Египтяне, вероятно, пользовались очень простым методом: выравнивали блок таким образом, чтобы обе осевые точки расположились строго горизонтально (глава 5), а со стороны базы сверху донизу создавали истинную вертикальную поверхность. На следующем этапе колонну надо было повернуть на 90° вокруг оси, вновь выровнять две осевые точки и сделать еще одну вертикальную эталонную поверхность, проходящую через точку, расположенную примерно посредине предыдущей эталонной поверхности. Затем по этим двум поверхностям обтесывали базу (глава 9). После всех этих процедур можно было не сомневаться, что блок будет установлен строго вертикально.

Мы точно не знаем, каким образом монолитная колонна устанавливалась вертикально, но можно предложить несколько вариантов. В храме Второй пирамиды квадратные колонны вставлялись в отверстие в полу и устанавливались на скальном фундаменте. Одна сторона отверстия делалась наклонной (рис. 83), и по ней скользила нижняя часть колонны, которая, по-видимому, была уже предварительно обтесана. Каким образом она устанавливалась в вертикальное положение – с помощью рычагов или наклонных насыпей, как это делалось для обелисков, – точно сказать невозможно.

Скорее всего, рычаги использовали только в крайнем случае. В качестве примера второго способа можно привести установку огромных квадратных в сечении колонн в так называемом Осирейоне Сети I в Абидосе. Здание находится ниже уровня пустыни, стены его сложены из огромных кварцитовых блоков, а колонны, поддерживающие гранитную крышу, имеют квадратное сечение. Высота их равна 3,96 м, а стороны – 2,28 м. Вероятно, их установили в вертикальное положение, заполнив храм снизу доверху песком, а затем убрав его из-под колонн. Эти колонны опираются не на фундамент, как в храме Второй пирамиды в Гизе, а на плиты пола.

Рис. 83. Отверстие в гранитном полу храма Второй пирамиды в Гизе. Одна сторона сделана наклонной, чтобы облегчить спуск квадратной колонны в это отверстие

Шлифовка монолитной колонны производилась, вероятно, таким способом. На полу, базе или на специально подготовленной платформе рисовали круг и проводили провешивание, пользуясь, скорее всего, уменьшенной копией колонны. Таким способом можно было получить столько эталонных поверхностей на разных высотах, сколько было нужно, хотя мы не имеем никаких сведений ни об их количестве, ни о том, как они выглядели. Создание колонн в скальных храмах или гробницах было, вероятно, еще более сложным делом, чем высекание монолитной колонны из каменного блока, и здесь мы снова почти не имеем сведений о том, как это делалось.

Рис. 84. Колонна храма, расположенного восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке. Она сделана частично из многогранных барабанов старых колонн и частично из барабанов эпохи Рамсеса II, который узурпировал этот храм

В некоторых скальных гробницах XVIII династии в Эль-Амарне, которые остались незаконченными, в самую последнюю очередь, вероятно, был отшлифован пол. В частично раскопанных гробницах мы видим участки, где пол вообще еще не был высечен, но крыша, капители и частично стволы колонн были уже гладко обтесаны. Можно дать несколько объяснений этому факту, но лучше всего сделать это после подробного описания высеченных из скалы колонн, найденных в Эль-Амарне и других местах.

Единственная проверка точности изготовления египетской колонны круглого сечения была проведена на примере монолитной колонны из красного гранита в храме V династии в Абусире (рис. 80). Было обнаружено, что на участке длиной 2,6 м, где средний диаметр уменьшается с 91,2 см до 79,8 см, отклонение от среднего диаметра не превышает 8 мм.

В верхней же части, где колонна сужается, отклонение сильно увеличивается, что, вероятно, свидетельствует о том, что эту колонну, как и незавершенную колонну в Карнаке, обтесывали таким способом: сначала формировали на стволе кольца нужного диаметра, располагавшиеся через правильные интервалы, а затем обтесывали оставшиеся участки. Вертикальных эталонных поверхностей здесь не создавали. Вполне вероятно, что в этом случае использовали нечто вроде лекала, но прямого подтверждения этому нет.

Египтяне, особенно в эпоху XIX династии, очень часто использовали при строительстве камень из более ранних сооружений. Реже использовали барабаны старых колонн для создания новых. Восточнее Праздничного зала Тутмеса III в Карнаке есть храм, узурпированный Рамсесом II. В этом здании некоторые колонны полностью сложены из многогранных барабанов старых колонн, а другие – частично из барабанов эпохи Рамсеса II и частично из многогранных барабанов (рис. 84). Они были покрыты толстым слоем штукатурки, который скрыл тонкие грани старых столпов. Древняя кладка полностью скрылась под ней, и никто не подозревал, что эти впечатляющие колонны состоят из обломков, скрепленных штукатуркой, толщина которой в некоторых местах достигала 7,6 см.

Хотя слово «реставрация» в египетском языке чаще всего означает использование блоков старых сооружений для строительства новых[39], бывали случаи, когда некоторые памятники действительно подвергались ремонту.

Интересный пример древней реставрации колонн можно увидеть в Большом зале в Карнаке. В восточном углу поврежденные части колонн были вырезаны и заполнены заплатами из более мелких блоков (фото 42). Они не были обтесаны и пригнаны к форме колонны, вероятно, потому, что к ним собирались пристроить какое-то другое сооружение. Однако в центральном нефе камни этих заплаток были обтесаны очень тщательно (фото 41). Вероятно, ремонт здесь был произведен в эпоху Птолемеев или немного раньше.


Смотрите также