Архитектура древней греции и рима


Развитие архитектуры в Древней Греции и Древнем Риме (стр. 1 из 3)

Контрольно-курсовая работа по курсу «Основы искусствознания»

Тульский государственный университет

Тула, 2007

1. Архитектура Древней Греции.

Архитектура в Древней Греции развивалась быстро и многосторонне. В растущих греческих городах создаются каменные жилые здания, укрепления, портовые сооружения, но самое важное и новое появилось не в жилых зданиях и хозяйственных постройках, а в каменных общественных зданиях. Именно здесь, и, прежде всего в архитектуре храмов, сложились классические греческие архитектурные ордера.

Прямоугольное в плане, строгое и величественное сооружение, возвышающееся на трёх ступенях цоколя, обнесённое строгой колоннадой и покрытое двускатной кровлей, - вот что всплывает в памяти, как только мы произносим слова “архитектура Древней Греции”. Греческий храм возник из микенского мегарона.

Статуя божества помещалась в святилище – целле, архитектурно соответствующей залу царского мегарона, где стоял очаг. Свет проникал в целлу только через дверь, так что в ней царил полумрак. Построенный по правилам ордера греческий храм был самой значительной постройкой в городе по своему назначению, и по тому месту, какое занимала его архитектура во всём ансамбле города. Ордерный храм царил над городом; он господствовал над пейзажем в тех случаях, когда храмы сооружались в каких – либо других важных местностях, например, считавшихся у греков священными. Потому что ордерный храм был своего рода вершиной в греческой архитектуре, и потому что он оказал огромнейшее воздействие на последующую историю мировой архитектуры, мы обратились именно к особенностям ордерных построек, пожертвовав многими другими видами и направлениями архитектуры и строительства Древней Греции. Ордер в Древней Греции принадлежал не массовой архитектуре, а архитектуре, имеющей исключительное значение, обладающей важным идейным смыслом и связанной с духовной жизнью общества.

2. Ордера и их происхождение.

ОРДЕР - вид архитектурной композиции, художественно переработавшей стоечно-балочную конструкцию и имеющей определенный состав, форму и взаиморасположение элементов. В классической архитектуре различают Ордера: дорический, ионический, коринфский (греческие) и их модификации - тосканский, композитный или сложный (римские). Ордером называют также и художественные системы Древнего Египта, Крита и т.д. Ордер может быть полным и неполным. Полный содержит 3 основные части: антаблемент, колонну и пьедестал. Неполный ордер не имеет пьедестала.

Уже в архаическую пору в греческой архитектуре сложились три ордера, которые признаны классическими: дорический, ионический и коринфский, — названные по наименованию областей, где они создавались. Основная конструктивная схема всех ордеров — стоечно-балочная конструкция, которая состоит не менее чем из пары стоек (колонн) и опирающейся на них балки — архитрава. В простейшем варианте этой конструктивной схемы колонны — несущая конструкция, а архитрав — несомая. Но единая конструктивная схема ни в коей мере не ограничивала художественной свободы архитектора. Именно в художественной трактовке конструктивной схемы проявились отличительные особенности ордеров. Но прежде чем попытаться раскрыть отличительные особенности ордеров, познакомимся с их деталировкой, развивающейся снизу вверх.

Дорический, который можно считать основным в развитии греческой архитектуры, частично восходит к Микенам, отражает начало, внесённое дорийским завоевательным потоком, и характерен для Древней Греции (рис. 1). Характеризуется приземистыми, сужающимися кверху колоннами, установленными на основании (стилобате), покрытыми каннелюрами. Колонны венчались капителями простой, строгой формы, кроме украшения, выполняющими и другую функцию – они были необходимы для более удобного перехода от колонн к горизонтальным балкам. Квадратная плита капители (абака) поддерживалась каменной плитой в форме усечённого конуса (эхина), благодаря которой обеспечивалось равномерное распределение нагрузки на колонны. Антаблимент разделялся на три части: архитрав, фриз с метопами и карниз. Архитрав всегда выполнялся гладким, без украшений. Фриз состоял из двух чередующихся частей: немного выступающих вперёд триглифов и утопленных квадратов – метоп. Торцевые окончания балок перекрытий также украшались триглифами. Карниз располагался выше фриза и состоял из слезника (плиты, выступающей вперёд), тяги (элемента, расположенного под слезником, уменьшающего его вынос и таким образом поддерживающего его), венчающего элемента, помещавшегося над слезником. Нижнюю часть слезника украшали модульоны или мутулы квадратной формы.

В дорическом стиле был построен Парфенон и со всех сторон окружён колоннами. С торцов (с запада и востока) перекрытия поддерживали по восемь колонн, отделанных каннелюрами, с боковых, с северной и южной, сторон — по семнадцать. Сам храм был амфипростильным, то есть имел с торцов по портику с шестью колоннами меньшей высоты. Оба портика были загорожены железными позолоченными решетками.

В 432 году до н. э. Фидием были выполнены украшения фасада. На каменных метопах, идущих по периметру храма, скульптор изобразил сцены сражений, фронтоны украсил рельефами, рассказывающими о рождении Афины и её споре с богом Посейдоном.

Парадный вход находился в восточном портике, поэтому для того чтобы попасть внутрь, процессия должна была обойти весь храм. Западный портик выполнял функцию заднего входа.

Пройдя портик, процессия попадала в огромный зал (девичий чертог), за которым располагался наос (святилище) со статуей Афины, разделённый колоннами на несколько частей, а в задней, западной, части храма — опистодом (закрытое помещение), отделённый от наоса стеной.

Парфенон был самым красивым зданием Акрополя, так как предназначался для хранения главной святыни города — статуи Афины Парфенос (Афины-Девы). Этой строгой геометричности, этой массивной простоте, исполненной внутренней силы, властному утверждению мужественного начала в искусстве ионический ордер противопоставляет стремление к декоративности, к лёгкости форм, плавность линий, своё более женственное вдохновение. Это особенно явственно в ионической капители с её спиралевидными валютами, придающими всей колонне особое изящество и живописность.

Ионический ордер отличался от дорического пропорциями, а также количеством и сложностью деталей (рис. 2). Он имел прямые колонны и венчался капителью, по форме напоминавшей рога барана (волюты). Над волютами имелся импост (тонкая горизонтальная прокладка). Колонны устанавливались на базах с каннелюрами в количестве двадцати четырёх штук, причём углубления разделялись срезами – так называемыми площадочками. Архитрав включал три выступающие друг над другом полосы (фасции). Фриз выполнялся сплошным, без ячеек, но иногда украшался рельефом. Зато в карнизе довольно часто высекались украшения, по форме напоминавшие яйца (ионики), листья (климитий) и бусы.

В отличие от дорического ордера он не имел модульонов. Функции обоих этих ордеров были одинаковыми – колонны сооружались для того, чтобы поддерживать горизонтальные балки перекрытия. Различие заключалось только в пропорциях и украшениях. Позднее знаменитый римский архитектор Ветрувий высказал предположение, что эти ордера являются воплощением мужского и женского начала. В пользу этой гипотезы говорит тот факт, что когда греки вместо колонн устанавливали статуи, то дорические колонны заменялись статуями мужчин (атлантов), а ионические – статуями женщин (кариатид).

Дорический и ионический ордера широко применялись во все эпохи существования Древней Греции и при строительстве жилых построек или небольших галерей, и при возведении больших по протяжённости храмов.

Коринфский ордер появился позднее двух предыдущих и во многом напоминал ионический (рис. 3). Отличие заключалось в капители, имеющей форму колокола и украшенной стилизованными листьями аканфа.

В колонне нашла своё совершенное воплощение великая душа греческой архитектуры с её силой и стройностью, смелым взлётом и точной уравновешенностью во имя высшей гармонии.

Происхождение древнегреческого ордера и его особенности изучены обстоятельно. Не подлежит сомнению, что его источником являются деревянные, укреплённые на постаменте столбы, которые несут на себе перекрывающие их деревянные балки. Двускатная крыша каменных храмов повторяет стропильную деревянную конструкцию. В форме перекрытий, в деталях дорического ордера можно усмотреть их происхождение из крупного леса. В более лёгком ионическом ордере сказались приёмы сооружения кровли из мелких брёвен. В Древней Греции быстро сложился и строго упорядоченный план храма, сооружавшегося по правилам ордеров. Это был храм – периптер, т.е. храм, обнесённый со всех сторон колоннадой, внутри которого за стенами находилось святилище (целла). Наиболее близок мегарону храм “в антах”, т.е. храм, где на торцевой стороне выступают концы стен, между которыми помещаются колонны (рис. 4).

По всей вероятности, первоначально нерасчленённой целле храма, название которой “корабль” осталось за помещением для божества даже и в сложных постройках, уже в эпоху дорического стиля стали пристраивать передний зал (продомос) и задний (опистодомос); таким образом создался более сложный план, который всё-таки сохранял архитектоническую цельность. Эти постройки неразрывно связаны с целлой: боковые её стены выдвигаются вперёд и заканчиваются двумя пилястрами (анты); они соответствуют двум колоннам у входа, которые образуют вход в целлу, единственный источник света в храме.

В сложных постройках Эгины и Пестума окружено колоннадой всё здание, таким образом создался общеизвестный тип дорического храма – периптерос. Боковые ряды колонн содержат не точно удвоенное число колонн фасада: простое отношение было бы в данном случае слишком малозначительным. Эти колонны обходят вокруг всего храма непрерывным рядом, гармонично замыкают его, но не умаляют значения обоих фасадов.

Архитектура античности — наследие Древней Греции и Древнего Рима.

Античная архитектура корни свои берет в древнегреческом искусстве. Весь этот период принято подразделять на архаическую, дорическую, ионическую, эллинистическую, а также эру, когда развитие древнегреческой культуры попало под влияние Рима. Памятники того времени практически не сохранились. Но каждый из периодов характеризовался определенными тенденциями. Ведь именно древнегреческая архитектура античности создала такие вечные элементы сооружений как ордер, колонна и конечно арка. Четкость и гармония форм, легкость и изящество, дополняет ансамбль абсолютной красотой.

Термин «античная архитектура» впервые появился в XV в. - так итальянские мастера эпохи Возрождения окрестили греко-римскую культуру, наиболее древнюю из всех известных в то время. Зодчие эпохи Возрождения, обратились к ее истокам, поскольку она привлекала их жизненной силой, сознанием величия и красоты личности человека, верой в неорганичные творческие способности.

Античные же зодчие стремились придать роскошности своим сооружениям под влиянием Востока. В результате античная архитектураобогащается зданиями светского типа. Появляются театры, строительство которых осуществляется по тому же принципу, что и возведение храмов.

Чем отличалась архитектура античности у римлян?  

В свою очередь древнейшие строения римских мастеров напоминают архитектурные образы и каноны этрусков (древняя цивилизация, о которой мало информации сохранилось). Многие ученые пришли к единому мнению, что до IIв. до нашей эры римские зодчие подражали этрусским мастерам. До наших времен дошли такие памятники тех времен как Большая Клоака (общественная канализация) и Марметинская тюрьма.

С установлением республиканского правления в Риме начинают строительство мраморных четырехугольных храмов древнегреческого образца. Однако, прославляя некоторые исконно римские божества, такие как Веста, по-прежнему возводили круглые храмы. С приходом к власти Августа как императора и провозглашения императорской власти появляется новый материал в строительстве – бетон.  В Риме архитектура античности обогащается совершенно новым типом сооружений — триумфальной аркой. Чем больше проходит времени, тем более античная архитектура Древнего Рима приходит в упадок. Зодчие чрезмерно прибегают к роскошеству. Что в свою очередь приводит строительству абсолютно не функциональных сооружений.

Шедевры, произведения искусства, созданные талантливыми архитекторами античного мира, на протяжении последующих столетий вдохновляли многих культурных деятелей. Архитектура античностидала толчок для развития поэтов, драматургов и художников, композиторов всех стран Европы, и по сей день продолжает доставлять небывалое художественное наслаждение и служит нормой, неким недосягаемым образцом. 

Статьи по теме:

Архитектура Древней Греции

В годы расцвета эгейской культуры ахейцами Микен и Тиринфа строились здания из сырцового необожженного кирпича и дерева на каменных основаниях. Уже в Тиринфском дворце можно было видеть фундаменты вытянутого в плане здания -- мегарона, в котором на торцевой части у входа между выступавшими стенами (антами) стояли две колонны. Форма мегарона, на фасаде которого было две опоры, сыграла большую роль в истории эллинского зодчества. От мегарона ведет начало периптер -- основной тип греческого храма, окруженного со всех сторон колоннами.

Древнейший период (XI--VIII вв. до н. э.) почти не оставил памятников зодчества. Это вызвано тем, что материалом для построек служили так же, как в ахейских городах, в основном дерево и необожженный, лишь высушенный на солнце кирпич-сырец. О характере греческой архитектуры у ее истоков можно получить некоторое представление по рисункам на вазах, терракотовым, уподобленным домам и храмам погребальным урнам.

Развитие архитектуры в VIII--VII вв. до н. э. совпадает с формированием больших полисов (городов-государств) и переходом от патриархального быта к общинному. Горожанам понадобились уже достойным образом оформленные помещения, где они могли бы отправлять свои культы. В древнейшие времена изображения богов ставились под деревьями, подобно статуе Артемиды в Эфесе, или в дуплах больших деревьев, как изваяние Артемиды в Орхомене. Однако постепенно воздвигавшиеся непосредственно под открытым небом алтари стали казаться недостаточными. Простейшие святилища, подобные гроту Аполлона на Делосе, образованному наклонными каменными плитами, также уже не вполне удовлетворяли ни культовым, ни эстетическим требованиям эл-линов. К концу VIII в. до н. э. появилась необходимость в храмах, и строительство их стало принимать все более широкие размеры. Религия приобретала государственный характер, появлялись культы богов-покровителей -- Зевса, Афины, Аполлона.

Греческий храм становился центром городской жизни. Около него сосредоточивалась не только религиозная, но и политическая, экономическая деятельность населения. Место для храма выбиралось обычно самое лучшее.

В храмах распоряжались жрецы. Они не образовывали, как в Египте, замкнутые касты. Жрецом мог стать любой человек, не запятнавший себя дурными поступками, а для ведения храмовых дел создавались управления из горожан. Священные участки обносились оградой, алтарь ставился под открытым небом около восточного фасада, а внутри храма помещалась статуя божества.

Есть основания думать, что ранние греческие храмы походили на жилые дома. Обитель для бога строилась подобно человеческой: ведь богов греки мыслили в образе людей. Только боги превосходили людей бессмертием, силой и красотой, и жилье для них должно было отличаться большими размерами и великолепием.

Из форм жилого дома складывались храмы. Развитие их типов шло от простейших к сложным. Из мегарона возник простиль, имевший на торце уже не две, а четыре колонны; затем амфипростиль с четырьмя колоннами и на другом торце. Постепенно образовался периптер, окруженный со всех сторон колоннами, в полном смысле слова «оперенный» (по-гречески крыло--«птерос»). Основное помещение храма--наос, или целла, -- располагалось за преддверием (пронаосом). Сзади целлы находилось помещение, называвшееся адитон, если туда вела дверь из наоса, или при входе в него с другой стороны храма -- опистодом. Входили в греческий храм обычно с востока. Возможно, это связывалось с направлением взгляда стоявшей в целле статуи божества в сторону солнца.

В годы архаики в греческой архитектуре сформировались различные ордера. Ордер -- это определенный строй, порядок сочетания частей здания. В ордере находят выражение не только технические качества сооружения, но и художественные, тектонические, вызывающие соответствующую реакцию у воспринимающего их человека. В тектонике здания, построенного в ордерной системе, всегда действуют две основные силы. Одна воплощена в крепости и мощи нижних -- несущих -- частей сооружения, прочно стоящих на земле: трехступенчатый цоколь, колонны, другая--в тяжести верхних элементов здания--несомых: лежащая на капители колонн балка (архитрав), фриз и карниз, которые покоятся на первых. Толщина и высота колонн, ширина балки архитрава и фриза играют не только конструктивную роль. От их размеров и характера взаимодействия несущих и несомых сил зависит и художественное впечатление, производимое архитектурным сооружением.

Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский-- сформировались не сразу В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V -- начале IV в. до н. э, появился ордер коринфский.

Для дорического ордера характерна строгость форм и пропорций. Колонны его не имеют баз, вертикальные желобки на стволе колонны -- каннелюры -- сходятся острыми гранями; капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями -- абаки и эхина (круглая в плане подушка с выпуклым криволинейным профилем), предельно проста и кон структивна. Над архитравом проходит фриз с триглифами -- рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве, и метопами, часто рельефными, закрывавшими промежутки между ними.

Колонны другого -- ионического -- ордера стоят на изящно профилированных базах; капитель их имеет вид двух завитков с глазком в центре -- волют; ребра между каннелюрами стесаны и образуют дорожки, увеличивая тем самым число вертикалей, определяющих стройность колонн. Архитрав в ионическом ордере разделен на три полосы -- фасции, чтобы тяжесть балки не казалась особенно значительной и нагрузка на колонны зрительно облегчалась. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный фриз. Римский архитектор Витрувий не случайно охарактеризовал ионический ордер как женственный в отличие от дорического, названного им мужественным. Здания дорического ордера кажутся строгими, суровыми, ионического -- изящными, более легкими по пропорциям.

Архитектурные детали в греческих ордерах не подражали формам природы, как в египетских постройках с их папирусовидными или лотосовидными капителями. Подобно музыке, призванной не воспроизводить звуки природы, а определенной гармонией созвучий рождать те или иные ассоциации в душе слушающего, архитектура находит теперь свой язык, которым она будет пользоваться долгие тысячелетия. С помощью соотношений частей и пропорций греческая архитектура уже этого времени начала воплощать чувства не мелкие и бытовые, а значительные -- общечеловеческого или государственного масштаба.

Древнегреческие зодчие, обратившиеся в своем искусстве прежде всего к человеку и к элементам его тектоники и пропорций, смогли научиться выражать в архитектурных памятниках характер эпохи. В насыщении архитектурного образа и всех его деталей человеческими настроениями -- величайшая заслуга эллинов. Им стала доступна удивительная возможность в постройках из камня, дерева, глины передавать физическое и духовное состояния людей.

После открытия античными зодчими (в полном смысле слова «открытия») замечательных художественных свойств архитектуры мастера и в позднейшее время стали выражать в тектонических нюансах самые разнообразные эмоции, присущие не только отдельному человеку, но и многим поколениям и целым эпохам. В готической архитектуре, близкой по глобальности восприятия бытия древнеегипетской, получило воплощение новое отношение к божеству, красоте, вдохновению. Исполненная могучих эксцентрических эмоций барочная архитектура отразила новые чувства европейцев, постигавших не только просторы земли в эпоху великих географических открытий и кругосветных путешествий, но и безбрежность космических пространств благодаря достижениям ученых-астрономов. Изяществом и изысканностью форм в особняках рококо человек заявлял о своих претензиях на уют, чувственно-сентиментальную трактовку мира. И в наше время архитектура в своих либо удручающе однообразных, либо небывало оригинальных формах испытывает на себе влияние сложных процессов, происходящих в сознании современного человека.

Древние греки одни из первых почувствовали возможности архитектуры как искусства. Да, впрочем, и в различные виды ремесленного производства элементы искусства стали проникать именно в те же далекие времена.

Каждая постройка воспринималась греками с точки зрения пропорций человеческого тела, соотносилась с эмоциями человека. В колонне стали видеть не просто опору, но чувствующий, воспринимающий нагрузку организм. Недаром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты или стройные кариатиды, как бы намекающие на то, что архитектура воздействует на человека, прежде всего обращаясь к нему самому.

Суровый период становления греческих городов, ожесточенная внутриполисная борьба различных партий, вызывавшая то вспышки тирании, то возникновение демократических форм, то колонизационные процессы с выездом населения Малой Азии и Балкан в Южную Италию, Сицилию, Северную Африку, -- все это косвенно отражалось и в архитектуре -- архитектонических соотношениях несущих и несомых частей ордерных конструкций, в формах колонн, тяжелых давящих треугольниках фронтонов.

В искусстве архитектуры древних греков впервые художественные формы получили столь высокое развитие, что родился известный афоризм «Архитектура--это застывшая музыка».

Кроме величественных храмов богов, почитаемых каким-либо отдельным городом-полисом, в архаической Греции возникали большие святилища общегреческого характера (Олимпия, Дельфы, Эпидавр, До-дона), куда съезжались паломники со всех концов эллинского мира поклоняться Зевсу, Аполлону, Асклепию и иным божествам.

На Балканском полуострове архаических зданий сохранилось немного, так как во время интенсивного строительства в годы классики и эллинизма они перестраивались или разрушались. Зато в Великой Греции на Апеннинском полуострове и Сицилии (Пестум, Селинунт, Сиракузы) они стоят до сих пор в пустынных, заброшенных человеком местах, или же, наоборот, среди шумных, полных суеты современных городских кварталов.

В богатых и оживленных центрах Великой Греции были хорошо развиты не только торговля и экономика, но и культура. Процветали философия, ремесла, искусство, в то время жил и работал знаменитый Пифагор, положивший начало учению о первостепенном значении числа для всего существующего. Его деятельность, несомненно, повлияла на зодчих: глубоко продуманны и четки пропорции архаических сооружений в южно-италийских городах. Здесь нашли особенно полное выражение принципы дорического ордера.

Даже неискушенный, далекий от архитектуры человек заметит особенность планировки архаических храмов, их связь не только с пейзажем, но и друг с другом. Интересны с этой точки зрения постройки Селинунта -- города, основанного в VII в. до н. э. выходцами из Мегары. Здания ставились в то время рядом, последовательно, пристроенные несколько позднее располагались в таком же порядке. Композиция ансамбля кажется предельно простой. Основное художественное воздействие оказывали протяженность (длина) ряда сооружений: чем больше храмов, тем величественнее ансамбль (принципы, несколько напоминающие восточные).

От воздвигнутого в конце первой четверти VI в. до н. э. в Сиракузах храма Аполлона сохранились основания фундаментов, части восточной стены, некоторые колонны. От другого сиракузского храма уцелели лишь две массивные, но невысокие колонны, а значительная часть третьего, позднеархаического, очевидно, посвященного Афине храма вошла как составная часть в построенный на том же месте средневековый кафедральный собор.

Одна из особенностей италийских храмов состоит в том, что молящиеся входили прямо из целлы в сокровищницу (и тогда она называлась адитон), а не так, как было принято в храмах метрополии, с тыльной стороны. Эта конструкция усиливала впечатление фасадности, так как создавался эффект сквозного прохода от восточного портика через всю постройку, и в плане подчеркивалась осевая линия, продольная направленность движения. Эта специфика архитектурной композиции, проявившаяся и в этрусско-римской архитектуре, заявила о себе потом в средневековых сооружениях Западной Европы.

Стоявшие в четкой последовательности дорические храмы Селинунта (складывались из блоков известняка, затем штукатурились и, возможно, покрывались краской) надо было делать разными, иначе ансамбль выглядел бы как ряд подобных друг другу построек. Чтобы сгладить однотипность дорических периптеров, зодчим приходилось использовать различные нюансы архитектурных форм и пропорций. Храмы, выглядевшие, как братья, в то же время казались и различными -- один был выше, другой ниже, отличала их и ширина портиков, длина боковых колоннад. Сильное землетрясение разрушило многие храмы Селинунта, и сейчас они лежат в руинах, убеждающих в былом великолепии этого античного ансамбля архаики и ранней классики.

Более цельное представление о храмах Великой Греции могут дать сооружения в Посейдонии -- колонии греков, приехавших в VI в. до н. э. с южного побережья Апеннинского полуострова, из богатого Сибариса. Город обладал независимостью недолго: в IV в. до н. э. он был захвачен местными племенами-луканами и стал называться Пестумом, а в III в. до н. э. им овладели римляне.

Сохранились крепостные стены акрополя Посейдонии, или Пестума, и три храма, из которых два архаических: храм Геры (прежде называвшийся Базиликой) и храм Афины (ранее -- Деметры). Третий храм (Геры II), стоявший рядом с так называемой Базиликой, выстроен был позднее, в V в. до н. э., и считался храмом Посейдона.

Расположенные на небольшом, поросшем выжженной солнцем растительностью плато между горами и морем постройки более чем двухтысячелетней давности величавы до сих пор. Сложенный из квадров местного туфа храм Геры I очень монументален. Весьма своеобразен его план: на торце нечетное число колонн (девять), вызванное тем, что по центру целлы идет колоннада, образующая внутри два нефа. По-видимому, для укрепления перекрытия ввиду большой ширины храма строители ввели центральную колоннаду, хотя, конечно, понимали, что эта система нехороша, так как загромождает основную часть целлы опорами.

В целях сохранения единства внешнего облика храма с его внутренним пространством зодчий поставил на фасаде центральную (нечетную) колонну. Хотя она и оказывалась как бы на пути паломника и мешала свободному доступу в храм, но, согласно архаическим принципам, надо было соблюсти цельность интерьера и экстерьера. Позднее почти повсеместно на торцах будет помещаться четное число колонн, и проход между средними опорами в целлу не будет загораживаться.

Колонны так называемой Базилики особенно мощны, тяжелы и массивны. Эхин их расплюснут, а шейка под ним кажется тонкой и узкой, лишь потом следует расширение ствола книзу с ярко выраженным и необычным на высоте утолщением, или энтазисом. Пропорциями своими такие архаические колонны напоминают статуи Аполлонов VI в. до н. э. с их тонкими талиями и широкими плечами, с тонкими суставами ног и толстыми мышцами бедер. Общий напряженный тонус архаической эпохи звучит всюду: распределение нагрузки в подобных архитектурных образах то же, что и в скульптурных.

В плане пестумского храма Афины заметно, как целла сдвинута к западу и как расширен входной портик. Так же было и в храмах Селинунта. Не исключено, что внутри храма стояли ионические колонны, части которых обнаружили археологи. Это, возможно, редчайший случай использования в эпоху архаики в одном сооружении двух ордеров-- дорики и ионики.

Хорошо сохранился западный, простой и массивный, фасад. Три ступени торжественно ведут ко входу. В тектонике храма ярко выражено противопоставление несущих и несомых частей. При таких, как в этом храме, тяжелых фронтонах неудивительно напряжение и набухание колонн и очень сильный энтазис.

Характерная черта архаических храмов, в частности Базилики, -- сочетание массивности и тяжеловесности с тщательностью проработки декора, особенно терракотового. Жители городов Великой Греции любили роскошь, нарядные одежды, дорогие украшения, яркие рисунки на вазах. Вкусы италийских греков можно почувствовать в довольно пышном декоре, смягчавшем архитектоническую суровость и мощь создававшихся ими храмов. Резные узоры нарядны и разнообразны. Народная основа искусства проявлялась не только в тяготении к земле и в патриархально-эпической суровости пестумских храмов, но и порой в чрезмерной пестроте. Окраска капителей и фризов придавала нарядный вид зданию. Постройки, поражавшие издали тяжеловесностью своих объемов, вблизи изобиловали декоративными и красочными деталями. Так в произведениях архаики нередко органически уживались, казалось бы, полярные понятия.

Постройки в Пестуме, как и в Селинунте, стоят на одной линии, хотя храм Афины (Деметры) отодвинут довольно далеко к северу от храмов Геры I и Геры II. В нем хорошо сохранился фронтон, прижимающий колонны к земле, как бы скрепляющий их, не дающий им разбежаться в стороны, куда влечет их горизонталь антаблемента. Это придает его фасаду более внушительный, чем у Базилики, вид.

Архаические здания Балканского полуострова, как отмечалось, сохранились хуже, чем в городах Великой Греции. В руинах стоят храмы

Геры в Олимпии и Аполлона в Коринфе, лишь фундаменты архаического Гекатомпедона видны на афинском Акрополе. Та же участь постигла и ионические диптеры (обнесенные двойной колоннадой) в Малой Азии и на островах.

Своеобразен храм Геры в Олимпии, где колонны отличаются друг от друга не только внешним видом, но и диаметром: очевидно, что по мере износа деревянных опор, служивших колоннами в древнем храме, они постепенно заменялись каменными и в зависимости от расчета новой нагрузки получали различную толщину.

Храм Аполлона в Коринфе был эффектно поставлен на фоне огромной горы, как бы слит с пейзажем. Высеченные из известняка красивого золотистого цвета колонны его приземисты и толсты. Диаметр их укладывается по высоте лишь четыре раза. Более того -- они цельные, монолитные, что встречается только в архаических сооружениях. Обращает внимание и то, что при сильном сужении колонн кверху в них нет энтазиса. В архитектуре храма Аполлона много и других особенностей. Так, угловые колонны толще, чем внутренние, многие детали имеют изгибы -- курватуры, стилобат чуть выпуклый -- центр возвышается над краями. Все это найдет свое продолжение в классике, особенно в архитектуре Парфенона.

В архаическую эпоху на афинском Акрополе стоял богато украшенный скульптурами храм Гекатомпедон (стофутовый, длина его боковой стороны была 33, 5 м), перестроенный в 530 г. до н. э. в Гекатомпедон II. Система архитектурной композиции в архаике обычно основывалась на предельной простоте соотношения элементов, на кажущейся однообразной расстановке храмов вдоль священной дороги (Пестум, Се-линунт) и сокровищниц на пути к храму (Дельфы) или стадиону (Олимпия). Никакой изощренности, ничего лишнего, внешнего -- таким было правило архаических зодчих, сосредоточивавших всю силу напряженности внутри самого архитектурного образа. Не случайно в связи с этим и расположен архаический храм Гекатомпедон на афинском Акрополе прямо после входа на священный холм, против роскошных ворот Пропилеи.

Человек, взошедший на Акрополь в VI в. до н. э., оказывался сразу перед фасадом храма. Он должен был благоговейно стоять перед святыней, торжественно и спокойно идти к храму, не отвлекаясь ни на что внешнее, побочное, сохраняя соответствующие моменту торжественность и величественную сдержанность.

В богатых греческих городах Ионии -- на островах и побережье Малой Азии -- возник и распространился ионический ордер. Его ранние памятники почти не сохранились, так же как и дорические. Древние авторы лишь сообщают о существовании огромных храмов ионического ордера -- Артемиды в Эфесе, Геры на Самосе, Аполлона в Дидимах близ Милета -- и маленьких сокровищниц, подобных дельфийским.

Храм Артемиды в Эфесе начали воздвигать в первой половине VI в. до н. э. зодчие Херсифрон из Кносса и сын его Метаген. Деньги на постройку давал известный своими богатствами царь Крез, о чем сообщается в надписях на очень высоких базах колонн, украшенных фигурами. Оживление колонн рельефами -- прием восточный, во дворцах переднеазиатских правителей рельефы размещались на стенах также внизу, прямо у пола. В Греции они затем будут располагаться на верхних фризах.

Древнеримский писатель Плиний сообщает, что храм строили сто двадцать пять лет. В 356 г. до н. э. его сжег стремившийся прославиться этим и сохранить в веках свое имя один безумец, но на том же месте в эпоху эллинизма стали строить новый храм.

Кроме храмов и жилых домов, в VII--VI вв. до н. э. воздвигались и другие здания: залы для собраний, культовых церемоний типа мистерий, гостиницы, театры. Известны, правда, лишь их руины. В Олимпии и на острове Фазосе найдены остатки пританея -- учреждения, где горел священный огонь, а пританы -- городские должностные лица -- принимали послов, устраивали общественные торжественные трапезы.

Большое внимание уделялось водоснабжению архаических городов. Павсаний сообщает о сооруженном в VII в. до н. э. для Мегары при тиране Феогене водохранилище, от которого сохранилось 60 столбов. Большой водопровод имелся в Коринфе. На острове Самосе в годы тирана Поликрата при прокладке водопровода в горе был пробит туннель длиной в километр.

Можно сказать, что в эпоху архаики возникли все основные типы греческих построек и сформировались архитектурные принципы, которые получили дальнейшее развитие в эпоху классики и эллинизма.

Архитектура Античности

В культуре древних цивилизаций особое место принадлежит архитектуре Античности, включающей в себя наследие Древней Греции и Древнего Рима. Античная ар­хитектура сформировалась в Средиземно­морье, Причерноморском бассейне и со­седних странах дo V столетия н. э. и стала образцом, предметом восхищения и вдох­новения для последующих эпох.

Архитектура Античности четко отражает эстетику, вкусы и мораль древнего мира, а мир у древних греков и римлян был целостным и гармоничным.

Важнейшим достижением Античности стало возникновение геометрии как науки и как следствие осознание пропорции в качестве меры гармонии. Всё это нашло отражение в архитектуре того времени.

Архитектура Древней Греции

Любопытно, что светские здания в Древней Греции были весьма примитивными, в то время как храмовые сооружения становились с каждым столетием всё сложнее и причудливее. На месте дворцов и крепостей появлялись величественные храмы. Именно они отразили архитектурное наследие древних греков. 

Ориентировочно в VIII веке до н. э. сформировались два основных направления в архитектуре: дорическое и ионическое. Дорический стиль отмечался стремлением к совершенству пропорций, монументальности, «мужественности». Характерными чертами направления являются значительное превышение длины храма над шириной и большой диаметр колонн, создающие впечатление тяжеловесности. Примером дорического искусства является храм Геры в Олимпии.

Мастера ионического направления стремились к легкости, изяществу. Ионические храмы имели более богатые украшения и были большими по размеру. Колонны здесь выступают не только в качестве опоры, но и в роли декоративного элемента. Если дорические колонны вырастают словно из земли, то ионические имеют сложный цоколь, более тонкие и богатые украшения. Примером ионического искусства может служить храм Геры на о. Самосе. Несмотря на довольно прозрачные географические наименования стилей, дорические и ионические сооружения никак не связаны с соответствующей местностью.

Некоторые зодчие стремились соединить эти два стиля. Так, Иктин и Калликрат достигли полной гармонии направлений, соединив высокие колонны со стройностью и изяществом. Гармоничного сочетания двух стилей удалось добиться и архитектору Мнесиклу, создателю Пропилеев — ворот, ведущих к Акрополю.

Характерной чертой греческих храмов были колонны, берущие свое начало от микенского деревянного столба, лишенного каких-либо декоративных элементов. Камень вытеснил дерево — так появились колонны.

Храмы всегда возводились на мощных ступенчатых основаниях. Внутри храмов располагалась статуя божества, люди не входили внутрь постройки, собираясь на площадях перед храмом.

Каждый греческий город имел свой храмовый комплекс, спортивные сооружения, а также театр. Центральной частью театра была круглая площадь. Склоны холма были оборудованы в качестве зрительного зала.

Храмы обычно находились недалеко друг от друга, к ним вели монументальные ворота с большим количеством алтарей и скульптур.

Одним из наиболее выдающихся ар­хитектурных комплексов является афинский Акрополь, возведенный во времена Перикла и ставший композиционным центром города. Сердцем Акрополя является дорический Парфенон.

Творения античной культуры были не хмурыми и безликими, как считают неко­торые, а сочными и яркими, сияя красными, зелеными, голубыми цветами под жарким южным солнцем.

Золотым веком архитектуры Древней Греции стало строительство в Афинах при Перикле: менее чем за 20 лет были сооружены Парфенон, Пропилеи, храм Афины-Победительницы и Эрехтейон.

Архитектура Древнего Рима

Римляне, переняв богатые греческие традиции, оставили в истории архитектуры не менее значительное наследие.

Начало зарождения древнеримского искусства охватывает период с конца VI и до середины I столетия до н. э. Римские завоеватели свозили с захваченных территорий найденные произведения искусства, а потому первые римские храмы и дворцы были больше похожи на музеи.

На особенности архитектуры храмов в Риме оказал влияние строительный материал. Так, до I в. до н. э. храмы сооружали из вулканического туфа, поскольку своего мрамора до правления Августа в Италии не было. Из туфа было сложно сделать ажурные орнаменты и прочные балки, поэтому зодчие создавали арки. Украшали храмы гипсом.

Для древних римлян была важна символика, что нашло свое отражение в архитектуре: так, переплетающиеся усики аканфа в узорах капителей храма символизируют дружбу близнецов Диоскуров, а парные барашки напоминают о единстве и согласии.

Золотым веком Римской империи принято считать время правления Августа (27 г. до н. э. — 14 г. н. э.). В это время были созданы наиболее выдающиеся шедевры. С периодом правления Августа связывают имена архитектора Вептрувля, поэтов Вергилия, Овидия, Горация.

Рим начал видоизменяться: сооружались мосты, акведуки, жилые здания. Наверняка всем известно изречение, что Август «принял Рим кирпичным, а оставляет мраморным». Для золотого века Римской империи характерны необъятные площади, величественные здания, сводчатые крыши, щедро декорированные бассейны и фонтаны.

Память об императоре сохранили в веках такие творения, как храм Марса Мстителя с многочисленными статуями, форум Августа, коринфские колонны храма Кастора и Поллукса.

После правления Августа Римская империя, превратившись в мировую державу, меняет свой облик. Архитектурными со­оружениями первостепенной важности ста­новятся оборонительные стены (например, стена Аврелиана).

Архитектура древних римлян со­ответствовала военному духу империи, жесткой дисциплине и стремлению к парадности, зрелищности. Наиболее важным в Древнем Риме было сооружение мостов, крепостей и оборонительных стен для успешного ведения войн. В то же врем на улицах римских городов возводились вели­чественные колоннады, монументы и арки.

Античность имела большое значение для последующих эпох. Продолжаются много­численные археологические раскопки, исследования, пишутся научные труды. Архаика стала источником культуры Ренессанса и несомненным эталоном для культурологов. Современная культура Европы тысячами нитей связана с эпохой Древней Греции и Древнего Рима. Античность вечна. И еще не один художник будет черпать безграничное вдохновение в искусстве древнего мира.


Смотрите также